2 КУРС 2.2. – Создание темпоритмического рисунка.Михаил Костров.20.09.2016

Автор Юлия Запольская

“Какое счастье обладать чувством темпа и ритма”
К.С. Станиславский

  Еще одно грандиозное занятие Михаила Кострова, которое началось с ощущения наших прекрасных тел. Мы набирали воздуха в легкие и живот и пытались почувствовать его под руками. Это были ощущения наполненности для хорошего разогрева наших тел дабы возродить спящую энергию, которая имеет непосредственное отношение к созданию темпоритмического рисунка. Ценных упражнений на этом занятии было много, но важно также было осознать что же такое ТЕМПОРИТМ в теории.

В музыке ритм – многоуровневое явление: от организации временнóй и акцентной стороны до регулирования мельчайших единиц времени, называемых длительностями или долями; темп – параметр скорости движения. Темп и ритм – базовые категории музыкального искусства. Кроме того, в музыкознании фигурируют и такие специфические понятия, как «чувство ритма у исполнителя», «ритм формы» (композиционный ритм), «ладовый ритм».

В театроведении два данных понятия используются достаточно часто. Если с темпом всё, кажется, более или менее понятно (это параметр «продвижения» спектакля связанный со скоростью чередования мизансцен, скоростью актёрской речи и т.п.), то отношение к категории ритма здесь довольно широкое. Ритмичность может трактоваться как некая упорядоченная и организующая все компоненты спектакля субстанция, и она подчиняет себе (перечислим лишь некоторые параметры) чередование мизансцен, смену декораций, появление и уход персонажей, распределение кульминаций, соотношение монологов и массовых сцен… Есть и ещё один интересный параметр характеристики театрального, сценического ритма: интенсивность действий и переживаний актеров, то есть внутренний эмоциональный накал. Таким образом, применительно к спектаклю речь может идти о ритме композиционном, драматургическом, декорационно-фоновом, психологическом и т.д. Термин «темпоритм», по-видимому, специфически театрален и кинематографичен. В нём органично соединяются разные грани временных процессов в театральном и киноискусстве. Темпоритм можно назвать организацией сценического времени, а также чувством сценического времени у автора текста, режиссёра и актёров.(Станиславский К.С. “Работа актера над собой”) В пьесе автором фактически заложен тот или иной темпоритм, но он может быть существенно трансформирован режиссёрскими и актёрскими средствами. Станиславский различал темпоритм всей пьесы, каждой отдельной роли, действия, сценической речи. Поэтому можно трактовать темпоритм как многопараметровое явление.

Темпоритм может быть активным, вялым, динамичным, статичным, напряжённо-медленным, либо равномерно-симметричным, либо несимметричным… Есть ещё одна тонкость: возможно несовпадение ритма и темпа (если под ритмом понимать указанную выше интенсивность и динамизм эмоционального проживания): при медленном темпе возможен подвижный ритм и наоборот. Это вполне соотносимо с музыкой: к примеру, медленные части инструментальных циклов (симфония, соната, концерт, квартет) венских классиков часто идут с использованием мелких длительностей, и каждый такт буквально переполнен мотивными структурами, детализирован. Подобное явление можно назвать полихронным темпоритмом.

Ощущение сценического времени, его интонация и степень интенсивности его заполнения могут быть весьма различными и в итоге влиять на восприятие спектакля как целостного художественного организма. Одно и то же время может быть по-разному организовано – так может возникнуть разный темпоритм одного и того же временнóго наполнения.

К примеру, если мы имеем два разных монолога примерно одинаковой временной продолжительности, но в одном интонирование происходит примерно в едином «градусе экспрессии» или интонационном поле, а также темпе речи, а в другом – эмоциональное наполнение «вибрирует», оно переменчиво и зигзагообразно, как и скорость произнесения текста. Следовательно, темпоритм обоих монологов при прочих равных условиях будет различным.
Если основа ритма – движение, то сценический темпоритм связан с заполнением текущего времени движением и речью. Верный темпоритм обусловлен интуитивно верным чувством актёра по поводу происходящего на сцене, внутренними импульсами. Иногда верный темпоритм может быть вызван и «техническим» путём – от внешнего импульса. Темпоритм, помимо многого прочего, увязывается с той или иной событийной насыщенностью.

Вернемся от теории к практики). Занятие мы продолжили в парах упражнением на разный темпоритм. Один из партнеров должен был говорить быстро и совершать медленные действия, а второй – наоборот. Темп определяется характером и навязывает восприятие. “Как ты себя ведешь, тем ты и становишься”. Темпоритм необходимо менять, так как любое действие в одном темпоритме скучное. Любому персонажу присуща ритмика, ритмика – это умение управлять темпоритмом.  К примеру, каждый человек по-разному оборачивается, но ритм у него один! Основа любой игры скорость. Сначало темп, потом ритм, который существует внутри темпа. Важно понять, что у каждого человека своя скорость, но смысл заключается в том, чтобы обеспечить несовпадение темпов, ощутить музыкальность и тем самым качнуть энергию!!! В момент изменения темпа и рождается энергия, и всем известно, что заваленный темпоритм – залог провала в спектакле. Логика темпоритма просто необходима, так как на фоне разности темпов вырисовывается общий римический рисунок. Итак, один из способов качать энергию – смена темпоритма.

Следующее упражнение также “Слово за слово”. Нужно  придумать 6 реплик в паре. Один из партнеров говорит 3 быстрых реплики, другой – медленные, убыстряясь или замедляясь с каждой репликой. Как оказалось, именно ритм влияет на веру, а для веры нужна энергия. Многие режиссерские  замыслы убиваются плохой актерской игрой. И это факт. Хорошому актеру – мы верим, а гениальный актер все сделает правдой, гениальный актер – это вода, принимающая форму любого сосуда, “абсолютное неприятие давления при пластичности”. В игре важна пластичность актера, который способен принять любое действие любым способом.

Мне очень понравилось упражнение с драматическим диалогом, когда один из партнеров говорит диалог, другой же с помощью действий отражает его слова, оставаясь в молчании. Один говорит, другой – реагирует телом, что подразумевает “систему ложных символов”. Тут я пыталась уловить смысл в словах, но СМЫЛ происходит от энергии, что и должно стыковаться с темпом. И у каждого зрителя свои ассоциации на происходящее.Если есть энергия, то зритель найдет смысл!! Энергия первична по отношению к смыслу, и именно это удерживает внимание зрителя. Парадокс в том, что смысла нет, актер сам его придает.

А на десерт было упражнение со стихотворением И.Бродского.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку? За дверью бессмысленно всё, особенно – возглас счастья. Только в уборную – и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора. Потому что пространство сделано из коридора и кончается счётчиком. А если войдёт живая милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером таким же, каким ты был, тем более – изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу. В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной. Ты написал много букв; ещё одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция. Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.


Нам понадобились только первые четыре строки. Сначало мы в парах просто разговоривали, проговаривая строки, потом нужно было рвать диапазон от шепота до крика без смысла. Ну а потом через экспресию, энергию и пришел смысл, который мы вкладывали в каждое слово. Энергия ищет и дает направление. Энергия рождается темпоритмом и мастерство в том, чтобы удерживать энергию. Еще один важный момент, что ритм управляет чувствами!! Интонация идет от импульса, она меняет импульс.

Это было фантастическое занятие, и я очень благодарна всем силам вселенной за возможность находится на нем, благодарна своим партнерам и преподавателю!!0 Всем вдохновения и  ЭНЕРГИИ)!

Р.S. Рекомендованная литература – Ежи Гротовский “От бедного театра к искусству- проводнику”)