Учимся импровизировать! Разбор ошибок!

Автор Masha Sokolovskaya

Как показал тренинг А.Н.Неелова «Слово за слово» – ошибки, допускаемые в импровизации, очень типичны. Среди них можно выделить: невнимательность к партнеру, неточную фразировку, отсутствие чувства ритма и развития в игре. В общей сложности, по словам Анатолия Николаевича, их насчитывается около пятидесяти. Именно поэтому, друзья мои, предлагаю для обсуждения, на мой взгляд, самую «вкусную тему»  – «ОШИБКИ ИМПРОВИЗАЦИИ!» По результатам есть идея собрать все наши мысли воедино и создать (по согласованию с кураторами групп) «КОДЕКС ЧИСТОГО ИМПРОВИЗАТОРА» для внутреннего пользования студийцами «ЧК». Ниже приведены правила импровизации на основе собственных наблюдений. Добавляйте свои правила, принципы, соображения по данному вопросу . «К высокому качеству импровизации – вместе!». Успехов нам!))

 1. Установите контакт с партнером. Возможен  телесный  (прикосновения, рукопожатия, объятия) или визуальный (взгляд “глаза-в-глаза”). Это помогает прочувствовать партнера и раскрыться. ВАЖНО: не затягивать процесс, иначе станет скучно.

2. Расслабьтесь. Чтобы почувствовать взаимодействие между партнерами, дух импровизации, возможность творить здесь и сейчас, важно чувствовать себя хорошо и комфортно и ни о чем не беспокоится, не должно быть внутренней и внешней закрепощенности.

3. Не придумывайте идею заранее. Если выходя на сцену, вы уже знаете (даже на какую-то долю секунды!), что скажете, как станете, куда пойдете, зритель почувствует  это, и получится наигрыш.  Выходите на сцену и играйте с «чистого листа» в голове, тогда это будет действительно интересно и по-настоящему!

4. Владейте телом. Тело должно быть не статичным (неподвижным), а динамичным. Тогда игра будет выразительной и эмоционально окрашенной.   

5. Сконцентрируйтесь на партнере. Выходите за рамки собственного «Я». Очень точно отслеживайте партнера, будьте внимательны к его словам и действиям, тогда реакция на событие, которое дает партнер будет соответствующей, правдивой, а жесты не будут противоречивы!  

6. Будьте лаконичны. Не пытайтесь сказать все и сразу. Создайте интригу короткими фразами. Хороший актер обычно хорошо может развить любую идею, будь то художественная фантазия писателя, или подкинутая в процессе игры партнером.

6. Конкретизируйте. Четко и красиво формулируйте фразу. Неточность делает сюжет скучным и непонятным!

7. Владейте голосом. Актер, плохо владеющий голосом, с неотработанной дикцией чувствует себя скованно и ему сложно удерживать внимание зрителя! Более того тихим голосом вызвать доверие и убедить в искренности своей игры зрителя нереально! АКТЕРА ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЫШНО!

8.      Помните о дыхании. Только будучи полным хозяином своего дыхания, актер сможет добиться устранения таких обычных дефектов речи, как пропадающие концы фраз или преувеличенное подчеркивание окончаний.

9.  Сохраняйте темпо-ритм. Правильно взятый темпо-ритм помогает актеру вызвать верное чувство, поддерживает его, способствует наиболее полному
выражению. Не позволяет скатиться к монотону и бездейственности на сцене. Держит интерес зрителя!

10.  Не суетитесь. Контролируйте энергию внутри себя. При необходимости возьмите паузу (только не длинную!), в которой тоже не переставайте играть, передайте инициативу партнеру.

11. Давайте оценку. Всегда оценивайте событие внутренне и потом только действуйте. Без оценки не получиться логичного действия! Помните: «событие – оценка-пристройка-действие». Старайтесь давать партнеру событие так, чтобы оценка возникла у него сама собой.

12.   Фантазируйте. Создавайте не голые факты и общие места, а яркие живые представления (образы), увлекательные для Вас самих, внутренне проигрывайте все, о чем фантазируете (действуйте в воображении в качестве образа)

13. Верьте. Каждую секунду своего пребывания актер должен верить в правду всего, что происходит на сцене (относиться к вымыслу как к правде), потому что только тогда его игра будет убедительной для зрителя.

14. Оправдывайте. Все, что находится, происходит на сцене (включая случайности), должно быть оправдано актером при помощи его фантазии

15.  Разнообразьте обстоятельства. Не зацикливайтесь на одном событии, постоянно меняйте обстоятельства, подавайте информацию под разными углами, окрашенную в разные эмоциональные оттенки или полутона.

16.   Не задавайте вопросы.  Помните: все ответы уже даны! Не заставляйте партнера объяснять то, что он  уже сказал.

17.   Не играйте сначала. Играйте так, словно вы здесь и сейчас , будто что-то уже произошло до этого момента.

18.  Будьте лидером. В игре предлагайте больше, чем говорите. Если ты говоришь, но много не предлагаешь – игры нет! Неинтересно.

19.  Мыслите креативно. Не мыслите штампами или условностями. Научитесь работать на низких и высоких скоростях мыслительных процессов.

20.  Не поворачивайтесь к залу спиной.

21.  Экономьте время и чувствуйте пространство.

22.  Имя партнера. В игре имя партнера всегда вымышленное.

23. Не забывайте об интонациях и паузах.  Интонация уточняет смысл, делает акцент на нужном слове и, что особенно важно, именно через интонацию актер может передать характер, темперамент своего действующего лица, его чувства и даже малейшие оттенки душевных переживаний.