Этюдный день с Анатолием Нееловым 08.02.17

Автор Полина Щербак

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
Фаина Раневская

Этюд – это некая моделируемая ситуация во времени. При создании годного этюда нужно уделить должное внимание и драматургии, и режиссуре, и актерской составляющей.


• ДРАМАТУРГИЯ

Основной закон этюда – в процессе столкновения сторон конфликта персонажи должны измениться

Драматургия — запланированная смена впечатления у зрителя. Основой любой драмотургии является конфликт, а последовательность событий, направленных на разрешение конфликта, в свою очередь,  является сюжетом.

Структура сюжета.
1) Экспозиция (пролог) – предисловие, предлагаемые обстоятельства
2) Завязка – событие первое, которое даёт начало конфликта
3) Развитие – последовательность событий, развивающих конфликт
4) (Точка) кульминации – максимальное напряжение сторон конфликта
5) Развязка – чем закончилось


Итак, ты взял карандаш и засел над листком бумаги в предвкушении создания чего-то нового? Не получится( Все, что бы ты не придумал, уже было. Жорж Польти в 1895 году доказал, что все драматические произведения основываются на какой-либо из тридцати шести сюжетных коллизий. Но если создать велосипед не получится, то как же написать этюд, на который зрителю будет не жалко потратить свои время и деньги? Ответ лаконичен и прост: зрителя надо удивлять. Чем? Да чем угодно. Суть в том, что нельзя делать то, чего ждут. Зритель хочет быть обманутым, так что каждый следующий шаг должен быть непредсказуем.

На данном этапе обучения сюжеты нужны такие, чтоб актёру легко было представить себя в предлагаемых обстоятельствах, соответственно, это либо та ситуация, в которой он уже был, либо ситуация, которая ему близка. То есть, если ты никогда не занимался сексом за деньги, то и играть это тебе не стоит. Так же ни в коем случае нельзя нарушать логику и правду жизни.

Что касается начала этюда, то начинать сначала не желательно, ведь если этюд является продолжением чего-то, то возникает заветный зрительский интерес, который, кстати, может угаснуть, если в первые минуты этюда не будет понятно “Кто? Где? Чего хочет?”.

Герои вашего этюда должны быть человечными, то есть абсолютного зла быть не должно, у каждого мудака в вашем этюде должна быть своя правда жизни, которая его оправдывает, а без этого зритель ему сопереживать не станет, и, соответственно, его интерес пропадет.

Диалоги должны быть  по схеме ”событие-оценка-пристройка”, то есть они должны быть построены таким образом, чтоб фраза, сказанная на сцене, не имела смысла без предыдущей. При этом при всём, лучше прописывать не слова, а смыслы, ведь если в дальнейшем привязываться к тексту, то вся “жизнь” из этюда уйдет. А еще быт и бытиё должны быть в вашем этюде.


• АКТЁРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Актер отвечает за инструменты, к которым относится тело, голос и внутрення речь, за внимание, которое управляет реальностью, за веру, которая должна быть безусловной, и за воображение.

Не верю!
Станиславский К.С.

Актёр должен играть так, чтобы ему верили, а для того, чтобы ему верили, он должен не играть, а проживать. Проживать надо опираясь не на выученный текст, а на смыслы, которые он несёт. Этюд можно представить как пунктир событий от одного смысла к другому, а вот пустоты между точками событий можно играть по разному. Одинаковая игра не заставляет думать актёра внутри материала, а от этого текст становится мёртвым и вера моментально исчезает.

Как должно вести себя тело актера? Для того, чтобы зрителю не стало скучно через 300 секунд, тело должно шевелиться, зумируя хрусталики глаз смотрящего. Помимо изменений планов (общий, средний и крупный), нужно уделить особое внимание микродвижениям, в которые будет вложен нужный подтекст.

Подтекст нужен не только движениям, но и фразам. Кстати, каждая фраза партнёра является событием, которое нельзя игнорировать, так что каждый ответ должен быть оценкой. Удивляйте зрителя, давая непредсказуемые оценки, но помните, что правду нарушать нельзя.


• РЕЖИССУРА

Режиссура – искусство правильного выбора времени и пространства.

Режиссер, находясь над ситуацией, отвечает за пространство и время, которыми нужно уметь управлять, за характер и за темпоритм. Главное правило темпоритма – он должен быть. Разнообразное чередование элементов и называется темпоритмом. Любую монотонность надо рвать.

Мизансцена – дело рук режиссера. Актёра нужно занять каким-то процессом,  для того, чтобы появился у вашего этюда объём. Рассматривание интерьера, кстати, тоже процесс, при чем очень даже хороший.



А вообще, маловероятно, что с первого раза этюд получится годным, ведь на разных стадиях его создания, он сталкивается с множеством преград, которые подвигнут на внесение всяческих изменений, некоторые из которых будут приняты с удовольствием, а из-за некоторых придется пожертвовать своими первоначальными идеями. В любом случае, за раз ничего не делается, а это значит, что, чем больше времени и сил будет потрачено (не в пустую) на ваш этюд, чем больше внимания будет уделено каждой детали в отдельности, тем вероятней, что зрителю будет не жалко потратить на него уже своё время.