12.03.2017 – “Слово за слово” с А.Н. Нееловым

Автор Анастасия Яновицкая

“Искусство импровизации не сложнее таблицы умножения,” – сказал нам сегодня А.Н. Неелов. Это мы осознаем потом, когда все элементы пазла станут на свои места. А сегодняшнее занятие мне больше напоминало первую пару по высшей математике, где вроде как мы это все учили, но каждый в своей школе и по разным методикам, поэтому наблюдался множественный “вис”.

Упражнение “Слово за слово” основывается на том, что каждый из партнеров по игре отталкивается от реплики предыдущего и таким образом выстраивается диалог. Вроде всё просто, правда? Да, но нет. Есть нюансы. Мне показалось, что многие, включая меня, не успели еще переключиться с предыдущего упражнения с Юрой Кляцкиным по созданию четкой и простой событийно-оценочной цепочки. Там нашим заданием было медленно и последовательно, обдумывая, строить диалог, а в “Слово за слово” всё должно было происходить живо, легко и без лишних пауз. Итак, по порядку.

По одной из классификаций, актёры бывают двух видов: “паровозы” и “вагоны”. “Паровозы”, естественно, тянут за собой вагоны, они заостряют ситуацию, поворачивают её, а “вагоны” им следуют. Интереснее всего, когда на сцене играют два “паровоза” и не дают друг-другу расслабиться.

И вот наши “составы” начали пытаться выехать из депо. После первого выхода пары студийцев на сцену нам напомнили главное правило импровизации: ВСЕ ОТВЕТЫ ДАНЫ НАМ ДО ТОГО, КАК ЗАДАНЫ ВОПРОСЫ. Поэтому не нужно долго обдумывать свой ответ, а довериться интуиции, дать ей нас вести. При этом, надо обязательно помнить, что у каждого из партнёров есть своя цель в данном упражнении. Цель может возникать не сразу, она может трансформироваться, быть ярко выраженной или же скрытой. Но она должна быть, иначе этюд не будет клеиться.

Начало упражнения “Слово за слово”:

  • Помним про мизансцену, тишину и статику: наша поза должна быть либо интересной, либо полезной – то есть нести информацию, которую зритель сможет считать.
  • Поза может показать, кто из партнёров будет лидером в этом этюде.
  • Принимая позу, помним, что она должна нести в себе смысл, не нужно принимать позу, чтобы потом её сразу же поменять.
  • Из первых реплик актёров зритель должен понять, где происходит ситуация и кто эти люди (прием у врача, ссора дома, начальница и подчиненный в офисе и т.д.). Но эту информацию не нужно заявлять открыто, передать её можно через общение с партнёром (“Я ухожу от тебя”, “Доктор, мне ничего не помагает” и т.д.).
  • Мы не играем замкнутые пространства, где место для игры ограничено (лифт, поезд), стараемся использовать все пространство сцены.

Важно: необходимо помнить, что дальше первой строчки ничего придумывать не надо, дальше мы будем отталкиваться от реплики нашего партнёра. Поэтому не нужно продумывать весь сюжет и возможные реакции партнёра наперёд. Отдайтесь потоку и живите импровизацией!

А теперь об ответных репликах:

  • не надо поддавать сомнению то, что только что произнёс наш партнёр. То, что она или он говорит нам, априори правда для нас в данной ситуации и мы этому следуем.
  • не надо задавать уточняющих вопросов.
  • не надо переспрашивать и повторять слово в слово то, что только что произнёс партнёр, можно искать синонимы. Подсознательно такое повторение означает, что мы не знаем, что в данный момент ответить, и зритель это поймёт. В таких ситуациях лучше ничего не говорить вслух, но говорить можно телом, выражением лица, какими-либо действиями.
  • не раскалывайтесь, не смейтесь сами над своими же репликами.
  • не останавливайте партнёра словами “стоп”, “подожди” и т.д.
  • не стоит отвечать категорическим “Да” или “Нет”, то есть согласием или отторжением, вместо этого скажите “Да…, но…” или “Нет…, но…”.

Важно: слушайте и услышьте партнёра, что она или он говорит вам, будьте внимательны и стройте свою реплику уже на той информации, которую вам дал ваш партнёр. Пока вы напряжены на сцене, зритель в зале расслаблен, и каждый ваш ляп или “несостыковка” будут замечены.

Отдельно о цели:

  • всё время помните о своей цели и следуйте ей! Для каждого из партнёров она формируется уже с первых реплик.
  • конечно, цель может трансформироваться и поиск цели тоже может быть цель сам по себе, но на данном этапе лучше не усложнять процесс.
  • иногда внутри себя мы хотим одного, а заявляем вслух другое – не надо так.
  • проживайте ситуацию помня о цели!

Отдельно о паузе:

  • “дыра” или “вис” возникает между текстом партнёров. Когда они возникают в нашей реплике, то это ощущается, как пауза. В этот момент другой партнёр должен дополнить свою предыдущую реплику, а ещё лучше, если получится говорить “внахлёст”, но при том не забывать слышать то, что говорит нам партнёр.
  • пока партнёр говорит мы не ждём, чтобы он закончил говорить, и вот тогда мы начнём придумывать реплику. Мы слушаем и думаем одновременно.
  • во время реплики партнёра мы не замираем, а продолжаем двигаться естественно.
  • в провале виноваты оба партнёра, ведь если один задерживает паузу, то её должен дополнить второй.

Браво тем ребятам, которые выходят на сцену и играют. Мы учимся на их ошибках, или хотя бы стараемся, а они приобретают ценный опыт на собственных ошибках. Даже если у нас что-то не получается, это полезный опыт. Провал, в первую очередь, это когда мы даже не пробуем что-то сделать. И чтобы подбодрить нас всех после этих нелёгких занятий, старик Черчиль нам напоминает: “Невозможное требует немного больше усилий”.