Открытая дискуссия: Быть или не быть МАТУ в Черном Квадрате?

Автор Мария Лихолет

На этот пост меня вдохновил post scriptum Володи Холонина в посте «Чистые у Юры Кляцкина». Цитирую дословно: «П.С. – совершенно поддерживаю трепетность преподавателя к театральной речи. Речь действительно должна оставаться театральной, а не превращаться в рыночную ругань». Да ну?

Это вечный спор, наверное, как баттлы  «apple vs microsoft»,  «Дарт Вейдер vs Люк Скайуокер».

Итак, ТОР 3 спорных вопросов:

  • Быть или не быть мату на сцене?
  • Что мы вкладываем в понятие театральной речи?
  • Original VS Fake (насколько классическая «театральная речь» адекватна для современного зрителя)?


Логический парадокс или неразрешимые противоречия:

Факт  1. Почти все преподаватели ЧК используют матерные слова в процессе обучения студийцев. Студийцы – не брезгуют матом в своем большинстве (не на занятиях, а в жизни).

Факт 2. Некоторые преподаватели ЧК не довольны, когда слышат мат на сцене.

Факт 3. На сцене мы играем «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Парадокс: Если практически все студийцы и преподаватели используют ненормативную лексику в жизни, и она для них органична и естественна, тогда «запрет» на применение мата на сцене, противоречит принципу «я в предлагаемых обстоятельствах».

Аргументы в пользу мата:

Аргумент  1.

«Неистребимый снобизм».  На всякий случай вернусь к самой дефиниции термина: «Сноби́зм заключается именно в том, что сноб ценит предметы и явления не за их качества, а только за то, что эти предметы и явления ценят представители элиты, к коим сноб хочет быть причастным. Сноби́зм отличается от лицемерия тем, что сноб, до конца не отдавая себе отчета, искренне считает себя интеллектуалом, в чем его убеждают манеры и вкусы сноба».

Господи, если ты дуб, не пытайся стать березкой. От чего же в нас такое всепоглощающее желание получить звездочку на лоб в кругу так называемой «Интеллектуальной элиты». Мат – низовой жанр, думает сноб, интеллигенты, аристократы, а также интеллектуалы не опускаются до «срамных слов» и «ругани». Да? А вы уверенны? Могу принести издания, в которых поэты прошлых веков таким матом поносили Екатерину вторую, что Олесю Подеревянскому с его «Гамлетом» даже не снилось. Пушкин, Лермонтов – Вы думаете, что они не матерились? Черта с два. Еще как. В славянском языке мат – это сакральные слова с корнями из язычества. Вся проблема в том, что была осуществлена подмена понятий – то, что сейчас якобы «интеллигенция» и  «интеллектуальная элита» – это все чушь, подлинных представителей этой страты мало, очень мало. Весь интеллектуальный и духовный цвет нации при советах расстреляли, деморализовали и уничтожили, пораспихивали по психушкам и лагерям. Так, что нефакт, что те к кому вы сейчас тянетесь – это элита, «эталон культуры». Посмотрите на Англию, там сама королева мать может завернуть пятикилометровый Fuck.

Аргумент  2.

Ханжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Ну, что? Кто из вас не произносил в жизни мата и сейчас плюется в монитор, читая этот пост – киньте в меня камень.

Аргумент  3.

Не знаю как его назвать. Может соответствие формы и содержания. Ну, господи, как назвать спитчи полной базарщины и чуши, которую мы толкаем на площадке – если не х..ей? В церкви, никто не матерится – атмосфера не располагает. В университете на кафедре, тоже таких желаний не возникает. Вывод – если возникает мат на сцене, может сама атмосфера в которой мы существуем и та базарная муть и бытовуха – сама напрашивается на мат. Ребята – посмотрите на свой уровень культуры? Вы ведете себя как следует вести себя мужчине? Относитесь к женщине трепетно, пропускаете её вперед, уступаете место, не материтесь при ней, не пьете пиво, не курите в лицо, не оскорбляете???? Вы делаете все это? Девочки –  мы одеваемся как дамы, ходим на занятия без бюстгальтеров и в коротких юбках, уважаем наших мужчин. Да черта с два! Это замкнутый круг. И тут все замкнулось. Мат – это так, то, что очень адекватное ситуации. Я не предлагаю сейчас всем стать хорошими девочками и мальчиками. Я только пытаюсь донести, что мы пытаемся замазывать внешние прыщи (мат) не устраняя и не понимая причины. Неужели Вы думает, что если исчезнет мат, вы попадете в храм?

Аргумент  4.

Мат бывает, уместен и даже эстетически красив, при условии его правильного употребления. Это инструмент, которым необходимо уметь правильно пользоваться. Повторюсь – это сверхсильные сакральные слова, которые нужно очень правильно дозировать и чтоб при этом они были оправданны. Вот в этом, пожалуй главный бич  – мы не умеем правильно пользоваться матом, а это искусство. Я не шучу. Вот были раньше (почти все умерли) такие люди, актеры (при совке) С БОЛЬШИМ ГОЛОСОМ, такое впечатление, что их Бог коснулся, и редкий но оправданный мат из их уст звучал как музыка. Таких больше не делают.

Выводы и предложения:

Просьба к преподавателям ЧК, провести урок или выделить время на занятии для раскрытия таких спорных тем:

  • Быть или не быть мату на сцене? – обращение к преподавателям, так быть или не быть. Как использовать уместно.
  • Что мы вкладываем в понятие театральной и культурной речи? – где эти самые грани.