Мизансцена, или актер играет всем телом.

Автор Алексей Колосов

“Инструментом актера на пути реализации цели, является его голос, тело и внутренняя речь”

Статичная поза. Казалось бы ну чё тут сложного? Взял в руки воображаемый фотоаппарат и вот ты снимаешь пейзаж, сложил указательные пальцы обеих ладоней и ты террорист. Да, образы узнаваемые, трактовка не двухсмысленная, но в жизни так не бывает. А обходиться с воображаемыми предметами нужно как с настоящими. Учитывая их вес и габариты. Вообще лейтмотивом всего этого занятия, двух предыдущих и, подозреваю, всех последующих было правило – “не ври”. Зрителю, партнеру, а главное себе. Правду можно отразить даже в статичной позе. Равно как в ней же и соврать, затупить или запутать.
Начиналось все с мизансцены. Немых сцен, поз и статичных взаимодействий. Лайфхак – занимая первым статичную позу позаботься о ее устойчивостью. Виолончелист в позе киба-дачи выглядит весьма узнаваемо, но просидишь ли ты на полусогнутых до финального хлопка? Лайфхак 2 – играя пристройку к статичной позе, которая полностью меняет сюжет – продумайте весь сценарий до выхода. Так можно побить рекорд в 8 поз. У нас получилось четыре. Зато планка установлена.
Мы учимся, а обучение не возможно без ошибок.
Ну про то, что инструмент актера не только голос, тело но еще и мимика, Кляцкин напомнил быстро и все это схватили. На третем этапе хаотичного движения студийцы строили рожи похлеще чем в комнате смеха. Но вот с вниманием, а главное с верой было сложнее. Во первых, для полноты взаимодействия партнера надо слушать (да, в конце нам дали немного поиграть).  А когда партнеров шесть, задача прогрессивно усложняется. Но больше всего мешает вера в собственную ох@енность. Вообще самая частая ошибка в этих первых эрзац-этюдах было именно в желании проявить себя утянув как можно больший кусок зрительского внимания к своей персоне и показать “как надо”. Ведь сама мысль что можно просто стоять на сцене вызывает недоумение, а может и испуг: “Какого? Да как? Мы ж в театре, тут показывать надо. Себя и весь свой богатый внутренний мир. А что можно показать стоя? Разве что дерево”. Вот в попытке унять это внутреннее противоречие и появлялись параллельные диалоги, “прилипание” к партнеру, каламбуры не в тему, суета и как итог – провал.
Вторая по частоте ошибка – переигрывание. Справиться с желанием понравится и произвести впечатление излишней эмоциональностью оказалось не просто. Так же как и сохранить адекватность не навредив партнеру (Саня, прости!).  Возможно лозунг “не ври” стоит написать на баннере над сценой? А может просто, запомнить и поверить?
Вцелом итог занятия можно свести к пяти простым запретам:
1. Не тяни одеяло на себя
2. Не веди параллельный диалог
3. Не пытайся понравится
4. Не играй людей глупее себя
5. Не ври

А вообще я восхищен своими сокурсниками. Уровень находчивости и актерской игры у некоторых студийцев вызывает желание снять невидимую шляпу и закрыть невольно открывшийся рот. Ведь чтобы увидеть в застывших сценах “Иронии судьбы” проявление нежности к бомжу, а в сцене из Золушки – финал шоу “Зважени та щасливі” нужно отличное воображение и смелость.
В конце Юра поблагодарил аудиторию. Сказав, что получил удовольствие. И в это как-то верилось. В удовольствие и во всех 57 человек, полного состава февральской группы, которые сегодня впервые подавали свой суп из песка, травы и мокрой грязи так, как будто он настоящий.

P.S. Зашедший на пять минут Неёлов “сдал” прием – чем противоречивее твоя поза твоим словам после статики – тем интереснее твоя импровизация. Прогуливаясь с девушкой под ручку, говори о том, что хочешь вырвать ей сердце. Опиши как капает кровь из разорванных сосудов, застывший в глазах испуг, агонию тела. Может тебя и посчитают сумасшедшим, но следить будут во все глаза. Вдруг на следующем этюде кому пригодиться 🙂