ПЛОТЫ, занятие+мастеркласс, Лена Вахрамеева

Автор Данил Тонкопий

Плот – один из основных импровизационных форматов Черного Квадрата

Для учеников студии, плот – хороший способ попасть на сцену ЧК.

7 марта мы плыли наши первые Плоты с Леной Вахрамеевой, после чего мы попросили Лену быть нашим штурманом снова, на мастер-классе 13 марта. Пока что мы плаваем на мелководье, и за два занятия, состоявших из примерно 20-25 пробных плотов, только один плот Лена прокомментировала: «Это был настоящий плот» и дала его доиграть полные 15 минут.

КУДА ПЛЫВЕМ?
1. Цель.
Цель – это парус плота. Перед выходом на плот, надо ставить перед собой конкретные цели, и сразу же начинать их достигать.
♥ Расстегнуть лифчик конкретной девушке
♥ Занять денег
♥ Поцеловать девушку
♥ Чтобы девушка согласилась стать третей женой в гареме
♥ Получить согласие на свидание после плота
♥ Получить массаж (от конкретного человека)
и т.д., придумайте себе штук 15-20 целей.

Важно прописать себе цели, записать багаж целей для себя заранее и иметь их в запасе перед выходом в море. На плоту надо немедленно обозначить себе цель и сразу (!) начать достигать ее. Без целей плот сразу начнет тонуть. Наличие цели у вашего героя – это важнейшее и необходимое условие любой актерской игры. А на плоту, в импровизации, необходимость целей ощущается особенно остро.

2. Кто я?
Всегда, жизненно важный вопрос к актеру – кто ваш герой?
Перед выходом на плот, на импровизацию, особенно важно знать – кто ваш персонаж?
• Кто он?
• Сколько ему лет, как его зовут?
• Какая у него профессия?
• Женат или нет, сколько детей, как их зовут?
• Какие у него страхи, каков его ад?
• Куда и зачем он плыл на корабле?
И т.д.

3. Начать надо с направленного события – тогда плот сразу поплывет быстрее.
ПРАВИЛЬНО:
«А если бы до конца света осталось 10 минут, ты бы переспала со мной?»
«Ты – дура!»
«Я спину защемила, кто-нибудь помогите мне распрямиться»
«Спой мне прямо сейчас?»
«Я хочу тебя поцеловать»
«Займите 30 тысяч?»

НЕПРАВИЛЬНО:
«Ну вот мы тут сидим плывем плот, и что дальше?»
«О чем ты сейчас думаешь?»

4. Мизансцена

4.1. Позы
Контакт с партнером, зрительный и эмоциональный, статика, эмоциональная наполненность во всей вашей позе.

Лучше всего слушать свое тело, быть в контакте со своими партнерами, и играть от них, чтобы создавались интересные игровые позы. Пока что у меня это не всегда выходит – надо будет придумать варианты интересных и эмоционально насыщенных поз.
Над мизансценой мне еще надо поработать, надо раскрепоститься. Просто стоять или по-обычному сидеть – это тупо.

4.2. Начинаем с момента, перед которым уже что-то было (тем более, что это так и есть – плот плывет уже не первый час).
ПРАВИЛЬНО:
«…и вот стою я на балконе в одних трусах…»
«…даю таксисту пакетик кокаина, а он отвечает мне что-то на китайском, но я не понимаю»

НЕПРАВИЛЬНО
«Я хочу тебя вот о чем спросить…»
«Я приехал издалека…»

ТЕМЫ НА ПЛОТУ

Если цель – это парус плота, то темы – это ветер, который надувает ваши паруса.

На плоту мы раскручиваем партнеров, докапываемся вглубь, до самой сути. Надо копать туда где болит, и задавать вопросы по существу.
– Как побороть страх?
– Выходить или нет замуж за человека? (важно подкрепить историей)
– Вопрос выбора (“я – бухгалтер, но хочу рисовать комиксы”)
– Что для тебя важно?
– Как ты относишься к смерти?
– Чего ты боишься?
– Как ты относишься к …? (сексу втроем, религии, абортам, отношениям между подчиненными и т.д. и т.п.)
Нужно задавать вопросы, которые раскрывают не тему, а человека (в этой теме). Важна глубина и искренность человека.

Кстати, Лена дала нам важное упражнение:
Партнер дает любое слово, а второй – должен выстроить и озвучить четкое и яркое свое отношение к этому слову.
– Пельмени
– …Я просто ненавижу готовить! Он задолбал меня своими пельменями. Говорит: «Ты – женщина, твое место на кухне». Да один запах от этих пельменей чего стоит, брр! 

На плоту важно зацепиться за слово, и раскрутить его, через свое отношение. При этом, слово может быть любым 🙂

Лично я, наощупь, обнаружил темы, которые зажигают зрителя (по своему небольшому опыту плотов):
1. Смерть
Мне на плоту дали событие: “Когда ты спасался, рядом с тобой в воде был детский плач. Но почему здесь нет детей?”
Я почувствовал в зрительном зале прямо звенящую тишину и всё внимание, полностью направленное на меня. Это был сложный момент, но я понял, что тема смерти (да к тому же еще и ребенка) включает максимально.
2. Секс
Измена, кто с кем на переспал, кто с кем хочет переспать – вечные темы!
Вывел для себя правило на плоту: “Не знаешь о чем говорить – говори о сексе.”
3. Деньги
Оооочень благодатная тема. Всех включает, всем интересно.
“- Что такое штука баксов?
– Как что, это же можно два месяца жить!”
– На эту мою фразу сразу появилась реакция у всех! И у партнеров, и у зрителей. Как только я заговорил о деньгах, сразу появились и антагонист и протагонист, и вообще все сразу включились, и потом зрители говорили, что им эта тема была интересна.
4,5,6… и прочая и прочая – количество тем бесконечно

Итак, правило: “Говорим о том, о чем интересно слышать нам самим”. Берём темы, которые нас самих трогают, и в них – копаем вглубь. 

РОЛИ НА ПЛОТУ
На плоту 4 человека, обычно 2 парня и 2 девушки, но бывают перекосы. Роли распределяются так:
• Протогонист – «за» что-то.
“Надо радоваться жизни и смотреть на мир открыто!”
“Любовь – это главное”

• Антагонист – «против»
“Ок, будь открытой, и тебя съедят или используют”
“Главное в жизни – это бабки, на одной любви далеко не уедешь”

• Болото – не определился с отношением, может примыкать к обеим сторонам
• Диспетчер – отслеживает темпоритм и изменение тем

Роли могут меняться во время плота, причем неоднократно. Никто специально не выдает и не устанавливает роли, это происходит само собой.

РИФЫ И МЕЛИ
Мы пока что учимся плавать, и часто натыкаемся на отмели.
1. Первый риф – невнимание к партнерам. Прямо вот сразу плот садится на мель, если мы играем с офигительным собой, а не с партнерами.
2. Накидывать события. Одно за другим, одно за другим…
3. Не слушать других. Будьте внимательны, слушайте, что говорят ваши партнеры.
4. Тянуть на себя одеяло (ведь хочется побольше сказать самому, чтобы зритель оценил именно меня!)
5. Обесцениваем события.
НЕПРАВИЛЬНО
“Штука баксов? Да это не деньги”
“Кольцо на руке? Да, это так, ничего не значит” 
6. Пробрасываем, пропускаем события!
7. Не конкретизируем.
НЕПРАВИЛЬНО: “Что меняется после свадьбы? Жизнь, состояние, отношение да всё!”  (бла-бла-бла)
ПРАВИЛЬНО: “Что меняется после свадьбы? Теперь мне приносят кофе в постель, а секс – не когда получится, а регулярный, и не надо в 12 ночи домой никуда ехать – ведь я уже итак дома!”
8. Зависаем в одном темпоритме – одна из частых ошибок.
9. Не развиваем тему, не копаем вглубь. Возможно, самая важная ошибка.
Это всё рифы, и они топят плот. Здесь я перечислил не все рифы, но наиболее частые.

Тот, кто понимает, что плот тонет, что плот засасывает в болото, должен спасти плот, бросить ему спасательный круг. Тем самым он/она берет на себя роль диспетчера.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ
Драка.
Можно начать душить. Можно влепить пощечину. Можно лезть в драку. (важно, чтобы двое удерживали одного из “дерущихся”).
Поцелуй
Разумеется, с прелюдией и подготовкой, не сразу.
Крик.
Можно заорать на всех. Можно запеть.
Сменить тему плота. Можно этим изменением темы изменить темпоритм:
– Я его убил (тут драматическая пауза, чтобы все на тебя обратили внимание)

А вот тишина – это не обязательно проблема на плоту. Тишина по темпоритму может быть оправдана. Тишина может возникнуть например в случаях:
• все поссорились
• между двумя что-то сейчас произойдет
• романтическое настроение

ПРИЧАЛ
В финале должно произойти изменение.
Тот, кто не верил в Бога – должен поверить в Бога. Тот, кто всего боялся – должен стать смелым. Кто был активным, должен начать бояться и т.д.

Не все должны измениться, но хотя бы одно изменение должно произойти.

ЛАЙФХАКИ
1. Нельзя уходить от острых углов, наоборот, надо заострять ситуации, надо подставляться.
Меня спрашивают на плоту:
– Почему от тебя ушла девушка?
Пришлось подставиться:
– Я не удовлетворял ее в постели. Даже покупал виагру.

НЕПРАВИЛЬНО:
– Почему от тебя ушла девушка?
– Не знаю. Я не хочу об этом говорить.

2. Давать истории. Подкрепить бытом.
Быт – быт – быт, потом – бытие.
(честно говоря, этот момент я сам не до конца понял, но чувствую, что он важен, поэтому пока оставлю, чтобы потом допонять)

3. Игра в игре – хорошо.
Животными показать – тоже хорошо.

И наконец, если вы дочитали до этой строчки, вам бонусом целых два набора вопросов для плотов )))

А) Вопросы Марселя Пруста. Этот опросник используют интервьюеры и журналисты в разных странах мира. Берите и вы 🙂
https://ru.wikipedia.org/wiki/Опросник_Марселя_Пруста

Б) Вопросы на плотах. Пост на Артакте от 2012 года 🙂

Вопросы на плотах

Ну и главное – практика, практика, практика. Будем играть. Это действительно круто 🙂

Все вышеописанные инсайты и всё, что я понял и написал здесь о плотах – благодаря мудрому, твердому, справедливому и нежному наставничеству со стороны Лены Вахрамеевой. Огромная благодарность Лене от всего нашего потока 🙂

Всегда ваш,
Данил Тонкопий