15.03.2017 — “Слово за слово” с А. Н. Нееловым

Автор Александр Лотарев

В самом начале занятия мы провели своеобразную «разминку внимания»: А. Н. установил 7 простых сигналов, на которые мы должны были реагировать:
1 хлопок — бежать;
2 хлопка — замереть;
3 хлопка — подпрыгнуть всей группой, как единый организм, выкрикнув «у»;
на сказанную букву «а» — отвечать «о»;
на букву «о» — ничем;
услышав «е» — хлопнуть в ладоши один раз,
на «ы» — падать «замертво».

Так, передвигаясь по залу, как частицы в броуновском движении, важно было лишь одно — внимание. Не реагировать на сигналы, которые не были предустановленны, не врезаться в своих однокурсников, держать в голове все значения хлопков и букв, а не повторять то, что сделала большая часть группы (ведь «стадный инстинкт» никто не отменял и не преодолел).

Вторым упражнением был следующий ритуал:
Двигаться по залу, встречаясь глазами с кем-то из одногруппников (никакого насилия — если партнер глазами встретился, но взгляд отвел — значит не хочет, не лезь!). Не отводя взгляда касаться носами, затем ухом уха партнера, задом — зада, хлопать по ладоням вытянутых рук ладони «коллеги», получить хлопок по своим ладоням, взяться за руки и поочередно произнести свои имена. Таких «уловов» в твоей копилке должно было оказаться 10. Во второй части этого упражнения нужно было проделывать то же самое, но находить своих партнеров в обратном порядке — от последнего к первому встреченному. И на этот раз, после «ритуала», произносить не свое имя, а имя партнера. Две неверные попытки, и человек называет свое имя сам. Последовательность движений запомнить не сложно, а вот имена, да еще и порядок, в котором ты встречал людей — достаточно проблематично. Надеюсь, с непривычки — на то упражнение и упражнение.

Следующее упражнение — «Вопросом на вопрос». Правила просты и понятны даже из названия — нужно отвечать вопросом на вопрос, выстаивая максимально длинный диалог. При этом, важно помнить, что наша задача не «топить» собеседника, а работать на командный результат. Стараться не переспрашивать то, о чем спросил партнер, не хитрить, используя конструкцию «херня_не_похожая_по_форме_на_вопрос   +   , не так ли?». Конечно, не в каждый момент времени следующий вопрос вырывается легко и остроумно, но тупить нет времени, ведь заминка равна проигрышу. На помощь всегда прийдет один из ключевых инструментов актера — тело! Нужно двигаться, начинать ответ «телом», пока думаешь о том, что спросить (а не просто стоять и тупить — интереснее ведь наблюдать за человеком, который движется, что-то делает, задает вопрос без вопроса, чем за обездвиженным задумавшимся истуканом). Можно не зацикливаться друг на друге, наваливая вопросов на голову коллеге, а говорить о ком-то третьем,  искать возможности расширить тему, по сути, вести повествование, используя вопросительные конструкции, так же можно начать свое предложения с вопросительного слова — тогда вопрос вылезет сам собой. И, конечно, пользоваться всем многообразием видов вопросов. На следующем круге добавлялось место действия, где происходит наш диалог, что, как по мне, упрощало задачу, так как задавало некий вектор.

Упражнение «да, но — нет, но». Все та же работа в парах, где один кидает первую реплику, а второй должен ответить ему, пользуясь конструкцией «да, тут_какой-то_осмысленный текст, но тут_тоже_текст» или «нет, тут_какой-то_осмысленный текст, но тут_тоже_текст». Важно сохранять темпоритм, для этого — чередовать свои «да, но» и «нет, но» (избегать ситуации, когда один партнер вечный отрицатель, а второй — все время начинает с «да»). Тут, как и везде, важно быть внимательным и слушать, что говорит партнер.

Упраженине «алфавит». Работа в парах. Каждая реплика начинается со следующей буквы алфавита. Первый — говорит предложение, которое начинается на «А», в ответ получает реплику, начинающуюся на «Б» и так далее. Буквы «е-ё», «ш-щ» — считаем одной буквой, «й», «ы», «ь», «ъ», конечно же, пропускаем. «Разделавшись» с алфавитом, нужно продолжить упражнение, используя буквы в обратном порядке — от «я» обратно к «а» (в этот самый момент и узнаешь, что даже алфавит, кажется, ты знаешь не идеально).

В следующем упражнении мы задавали вопросы партнеру, используя альтернативные, провокационные, сложносочиненные, а так же вопрос без вопроса. Нужно было «разговорить» напарника, сделать так, чтоб говорил и отвечал больше он. Ведь, как мы выяснили, больше удовольствия от диалога получит тот, кто говорил больше. (Однако, во всем важна мера — если собеседник проговорит 90% времени, конечно, он будет удовлетворен, но ощущение того, что его «вскрыли» и «выпотрошили» догонит немножечко позже).