Телесно-эмоциональная выразительность c Еленой Вахрамеевой

Автор Мария Демянчук

Это долгожданное занятие наша многочисленная группа начала с привычной разминки – хаотичного перемещения по площадке, но с бОльшим вниманием к своим движениям: прислушиваться и принимать импульсы своего тела, двигаться соответственно им, как бы продолжая и физически выводя в пространство ту невидимую микровспышку, что зарождается где-то внутри. Задание было осознать каждую часть тела, двигать ею как той хочется, затем изо всех отдельных движений собрать импульс всего тела, найти и дать ему то движение, что необходимо ему в настоящий момент. Дальше из этих заготовок при должном внимании мы выточим ключики для входа и выхода из эмоций.

После разминки, каждый в своей новообретенной пластике, мы под музыку прорабатывали различные амплитуды от минимума к максимуму и обратно: по скорости, размаху, моторике движений, физическому напряжению. Экспериментировали с тяжестью тела. Наблюдали образы \ цвета \ сюжеты и эмоции, что возникали под влиянием музыки и наших движений, учились отдавать себе отчет, что именно из этого вызывает конкретно у тебя комфорт и дискомфорт. Следили за дыханием. Учились не впадать в транс, наверное, тоже 🙂 Наблюдатель работает.
“от внешнего (движения) к внутреннему (состоянию)”?

Разобрали отличие эмоции от чувства: первая более сиюминутна и более интенсивна, базовые эмоции доступны животным; второе более продолжительно по времени и задействует эмоциональный интеллект. Эмоции на фоне чувства – лента в горошек.

Далее мы пробовали художественно выражать заданные эмоции от легкой до максимально доступной степени: страх, гнев (торговля, депрессия, принятие – вычеркнуто), грусть, радость. Потом мы становились этими чувствами. Учились звучать, учились сбрасывать эмоции. Наблюдатель работает. Важно вовремя включать взрослого и выключать эмоцию.
“от внутреннего ко внешнему”?

После того обсудили разницу, кто как прочувствовал, между появлением эмоции из движения – и выражением имеющейся эмоции (или чувства) посредством движения. Закрепили, что каждый может найти себе ключ ко входу и выходу из эмоции – через движение, дыхание, положение глаз, рук etc. – важно только пронаблюдать, что тебе свойственно при различных эмоциях и их смене. Амплитуда нужна с запасом, чтобы не работать на площадке на пределе своих сил. Коснулись важности сбрасывать гнев.

Финальным упражнением стали две дуэли: фразой “я тебя ненавижу” и фразой “я тебя люблю”. Ибо главный инструмент актера – все-таки голос. Разбились по парам и расходились как дуэлянты, только лицом друг к другу, наращивая громкость и подачу сказанной фразы с каждым шагом отхода. Обнимашки до и после сета.

далее от первого лица.
впервые ничего не писала на занятии.
в упражнении “от внешнего (движения) к внутреннему (состоянию)” для меня каждая зона по скорости, напряжению, размаху и т.д. была как отдельная история, новый мир с уже готовыми правилами, куда попадаешь и живешь уже по его физическим законам, смотришь его картинки, двигаешься соответственно.. будто без твоего собственного участия руки, ноги и те де находят свой собственный способ движения. Внутренний наблюдатель наблюдает, все чинно.. Мы меняем вес тела, становимся тяжелыми, многие ложатся. Я стою, но как-то врастаю в пол, физические законы моего тела и окружающей среды разошлись, дыхание замедлилось, выдох длиннее вдоха. На максимуме было четкое ощущение: вдохов не осталось, еще один длиинныйй выыдохххх – и свалюсь замертво. Даже было интересно, такая подначка, – ну давай, давай, вались уже, каково это? Но нет, мы стали переходить к легкости)

в упражнении “от внутреннего ко внешнему” мне..
когда-то кто-то сказал мне, что всякое свое состояние можно встречать как гостя. накормить-напоить, расспросить, зачем да отчего пришел, проявить внимание, участие. в каждом состоянии можно и созидать, и разрушать, если надо. сегодня на занятии я услышала примерно то же самое, только в отличие от обычной жизни здесь переживаемые эмоции\чувства следует выражать. и со всеми ними я, вроде бы, привычно договорилась.. кроме гнева. этому гостю я нахамила “заткнись”, только раз и полыхнул наружу, а потом привычно пошел жечь изнутри. Т.е. сделала я ровно то, что не следовало: выразительности минимум, организьма трясется. и это еще без слов!..

– вы когда-нибудь встречали боеголовку в виде незабудки?
так вот, если вам встретится невероятная девушка, красавица-подсолнух с солнцем внутри, ресницы – мечты любой девчонки – золотисто-рыжие и длинно-густые, знайте: так может выглядеть бомбоубежище. ну знаете, такое, компактное. бетонные стены в 5 метров толщиной, запас воды, еды и медикаментов, а также прочий хорошо продуманный фарш для автономного проживания лет на.. –

СЛОВА!  безо всякой переходной ступени после движения, после проживания и таращенья в свои миры, или самосозерцания, в общем, работа и образы у всех были прогнозировано свои, нас неожиданно вырвали из перин движения и бросили на дыбу слов. мой партнер – худенькая, нервная и очень решительная девочка, на днях наставник, объясняя, выбил у нее из рук табурет – девочка улетела вместе с ним, у нее, вероятно, не все получается, но она барахтается на всех передачах, мне хочется ободрить и обнять ее, выразить уважение, – и я решительно не нахожу никакого оправдания ненависти. не справляюсь с диссонансом, сваливаюсь в защиту, хохочу. с треском, с треском и ржачем проваливаю я это “признание в ненависти”.

из ответов сделала выводы:
1: как заткнуть внутреннего наблюдателя, если он стремится комментировать? – незачем. пусть наблюдает (молча!) и страхует, если че.
2: при произвольной смене эмоций, если речь уже переключилась, но внутри еще остался недогашенный импульс, можно ли его “догасить” чуть позже, например, движением? – в режиме “здесь и сейчас” переключаешься сразу, разносить по времени не следует. Есть же в тебе взрослый (NB!), который может тебя переключить.

п.с. спасибо, Лена! очень здорово, когда преподаватель немного рассказывает о себе, дает краткий контекст себя. это тоже подсказки, тоже какие-то ниточки, ассоциации, что дополнительно могут натолкнуть на мысль.. выходит, наставник это всегда чуть больше, чем просто про предмет.)

п.п.с. сегодняшнее занятие для меня явилось и первым настоящим челленджем извне. как выходить на площадку, что добывать из себя, если накануне получил пошатнувшую новость, внутри сквозняк, ничто не важно и зреет черная дыра. как вообще двигаться, взаимодействовать, учиться, когда единственная насущная потребность сейчас – исчезнуть, ничего не принимать и не отдавать. каждый договаривается с собой как может. накануне С.Анчуткин рассказывал кому-то – если нет движений простихоссди души, начинай что-то делать чисто механически, остальное подтянется. слава механизмам. вторую подсказку также получила накануне, и так же по другому поводу. всё в копилку. “как работать из пустоты? – из пустоты нужно созерцать” – это уже ВТ. Абсолютной пустоты в нашем мире, славабобу, не бывает. в ней всегда что-то есть, только разгляди. Да практически все.