Сценический диалог. Формы диалога (Сергей Анчуткин, 21.03.2017)

Автор Мария Демянчук

Начали с разминки гримасами, хаотичного движения по площадке и массажика напарника, после чего была серия упражнений на внимательность к партнеру: в парах мы глядели друг другу в глаза, стояли обнявшись, слушали дыхание и сердцебиение друг друга, пытались угадать и задать партнеру важный для него вопрос. Было упражнение “клоун” – переход от смеха к хныканью со все большей скоростью переключения и интенсивностью, один начинает, второй подхватывает.

Было упражнение, когда будто бы хочешь коснуться человека, но это запрещено. Тут у каждого, видимо, возникала история – влюбленность, мистика/фантастика, клинические показания)

Было упражнение на диалог одни словом, когда вы с напарником играете в пинг-понг одним и тем же словом, пока оно не пройдет все эмоции и максимум значений; при этом сам по себе набор звуков уже не будет значить ровным счетом ничего, а оставшаяся оболочка сможет по воле говорящего наполняться совершенно любым смыслом и эмоцией.

Было упражнение на диалог без слов, у некоторых возникала история, была или формировалась цель, другие играли от партнера или просто “отвечали”. В любом случае невербальный пинг-понг происходил, и было удивительно, что даже несовместимые, кажется, типажи прекрасно “спевались” )

Во всех упражнениях Сергей очень ярко демонстрировал, как следует и как не следует их выполнять J

Было также интересно узнать, что для того, чтобы зритель воспринимал происходящее на площадке реалистично, в режиме реального времени, актеру нужно соображать и действовать в 2-4 раза быстрее, чем в жизни. а в “чистой импровизации” скорость соображения должна быть раз в 7 выше.

Еще Сергей структурировал информацию в помощь тем, у кого не получается сразу подключать эмоции и/или кто делает “от головы”, у кого включается защита типа “ничего не важно”, вот как я это записала/запомнила:

СОПР:

Событие – то, что меняет партнера.
Бывает: значимое/незначимое, направленное/ненаправленное.

Оценка – как я к этому отношусь (зависит от предлагаемых обстоятельств). Это чисто интеллектуальная составляющая, в жизни занимает десятые доли секунды.
Бывает: позитивная/негативная.

Пристройка – что мне с этим делать, как реагировать, выбор реакции, при этом реагирует тело, т.е. это рефлекторное изменение положения тела, дыхания (занимает один вдох или выдох).
Бывает: сверху (выдох) / снизу (вдох) – для простоты следует выбрать одну из двух.

Реакция – что я делаю, т.е. собственно мое осознанное изменение.
Бывает: эмоциональное изменение / изменение по действию.

Диалог:
осознанный контакт двух людей, каждый из которых отдает себе отчет в имеющейся у него цели, причем их цели не совпадают. В диалоге помимо осознанного и целевого взаимодействия есть понимание, какие твои действия приводят в достижению цели, т.е. адекватность.
монолог – форма диалога.
формы диалога: вербальный, невербальный (телесный, визуальный, эмоциональный).

В диалоге и вообще во время пребывания на площадке обязательно должны чередоваться интенсивность и эмоциональная направленность текста, тела, чувства, движения. Актер живет в паузах.