Процесс-проблема с Ю.Кляцкиным

Автор Наталия Ларченко

Давно ли вы задумывались о том, как вы чистите зубы? Или завариваете чай?Загружаете вещи в стиралку? Если по-честному, то давненько, а может и вовсе никогда. А вот нам на этом занятии пришлось не только задуматься над этими вещами, но и воспроизвести их.

В повседневной жизни мы чаще всего не задумываемся о том, как и что мы делаем. В основном это работает по принципу “на автомате”. Мы чаще всего даже не осознаем того количества действий, которое мы воспроизводим по наитию и как они складываются в процесс. Но, благодаря, этому занятию мы узнали о том, насколько важно осознавать то, что ты делаешь.

Собственно само занятие началось с определения терминов. И так, процесс – это совокупность последовательных действий, которые приводят к определенной цели. А вот уже совокупность процессов называется деятельностью. В свою очередь, основным видом деятельности является то, что занимает наибольшую часть наших мыслей.

Разобравшись с терминами мы перешли к практике. Ведь говорить о процессах – это одно, а вот воспроизвести их в условиях занятия совсем другое дело.

Для начала мы стали в четыре шеренги, так чтобы две в центре стояли спиной друг к другу, а боковые лицом к средним. Сначала выходил один человек и начинал делать какой-то процесс, используя при этом воображаемые предметы. К нему пристраивался человек из противоположной шеренги, таким образом, чтобы дополнить процесс или просто повторить его. Как только второй пристроился, он должен был спросить: “Что ты делаешь?”, а первый должен был назвать любое действие, кроме того, которое он совершал. Второй же начинал делать то, что сказал первый.

После этого первый человек становился в шеренгу напротив, а ко второму подходил следующий и повторял всю операцию. Так шеренги двигались по кругу. Задача усложнялась тем, что нельзя было повторять те процессы, которые уже были использованы. Основная цель этого упражнения – осознать какое неимоверное количество процессов существует.

Дальше – больше. Точнее, интересней. Наступил черед командной работы. Из “старичков” были выбраны капитаны, которые набрали себе команды. В каждой команде было по семь человек. Задание заключалось в том, чтобы построить “видеоряд” из различных процессов в одном пространстве. Условия задания следующие:

  • каждый человек занимается одним процессом на протяжении выполнения всего задания;
  • процесс должен быть понятен, без каких либо трактовок;
  • процессы не должны напрямую зависеть друг от друга;
  • все делается молча, НО тишина должна быть оправдана.

На площадку мы выходили по одному. Когда Юра принимал процесс он поднимал руку и на площадку мог заходить следующих участник. Если же не было понятно, что за процесс производит человек, то раздавался хлопок и команда выбывала. Нашей целью было то, чтобы на площадку вышли все участники команды. Это удалось только трем командам из семи. Главными ошибками были невнимательность, неправильное мизансценирование и неоднозначность процессов.

Во второй части занятия наконец-то “выплыла” вторая часть его названия. Мы играли “слово за слово” при этом каждый занимался каким-то одним процессом. НО, всегда должно быть но))), о процессах говорить нельзя было. А ведь ужасно хотелось, но мы со всех сил старались выполнить задание точно.

Стоит отметить, что на протяжении всего занятия все время поднималась одна и та же проблема – работа с воображаемыми предметами. Особенно заметно это было, когда люди пытались изображать, те процессы, которыми в жизни они не занимаются. Как показала практика, так делать не стоит. Лучшим помощником для работы с воображаемыми предметами является память физических действий.

И, как всегда, напоследок мы определили пять главных параметров, которые мы вынесли с этого занятия:

  1. Через процесс мы можем и должны отображать внутреннее состояние.
  2. Память физических действий – делаем то, что знаем.
  3. Все предметы имеют собственные параметры и характеристики.
  4. Мизансцена должна быть логичной и интересной.
  5. Театр – это командная игра.