29.03.2017 Сценическая речь. Дикция, интонация, тембр (Ирина Волошина)

Автор Мария Демянчук

Удивительное ощущение: живешь, собираешь картинку себя и мира, каких-то фрагментов не хватает, да, в принципе, картинка складывается, хоть и не всегда плотно прилегает к реальности. а тут кто-то не просто прицельно мечет пригоршню запчастей и те мигом встраиваются в картинку, но и проворачивает ее так, что значительно расширяется обзор и глубина. и часто из-за этого уходит земля из-под ног. Ирина Волошина – метатель акустических сюрикенов, встряхивает “твердую землю” под ногами как тканый половичок. что из перечисленного ниже я никогда не слышала? – да ведь почти всё знакомо! Чем я пользовались и как? – вооот 🙂
Далее кратко по памяти, еще далее – преподавательский конспект (спасибо!)

Тело должно быть в тонусе, но не перенапряженное.
Дыхание животом, стараться задействовать всю поверхность легких, в т.ч. спину; вдох только через нос (иначе можно переохладить связки).
Связки любят, когда “темно, тепло и влажно”. Связки не любят, когда перед нагрузками ешь/пьешь молоко и молочное, семечки и орешки, шоколад. Алкоголь – тот же электрошок, в отсутствие мозга не употреблять.
Тренировали разные типы дыхания – по продолжительности и интенсивности выдоха. Вдох рефлекторный, но обязательно через нос! (не боимся “хрюкать”!)
Искали пресловутую “опору” – тот столбик воздуха, который позволяет не рвать связки, а подавать звук из легких.
Учились звучать – рот внутри должен быть округлым, будто там мячик. Учились вибрировать, искали свои резонаторы – голова (разные ее части), грудь, затылок.
Надевали “шлемофон” – это про фокус звука и резонирование. Просыпались / засыпали цветочком – это о громкости звука.
Дули на свечу, не задувая ее – это о ровном дыхании с удлиненным выдохом.
Добывали дыхание животом при подаче звука, для чего изрядное время полаяли. Живописно!
Люди, как же мы красиво звучим, даже во всей этой какофонии, когда делаем это от души, когда каждый старается добыть свойственный именно ему звук!

Extensive reading: “Артикуляционный аппарат”, ” Парадоксальная гимнастика Стрельниковой”.
Далее, собственно, конспект.

Я говорю по телефону со старыми друзьями, телефонные звонки мешают пранаяме.. Я говорю – все в порядке” (Умка)

1. Дыхательная гимнастика

  1. Успокаивающее дыхание
    на счет 1, 2 – вдох, поднимаясь на цыпочки и поднимая руки вверх, параллельно. 3, 4 – выдох, возврат в исходное положение (стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища). Упражнение делается 8-10 раз.
  2. Упражнение с приседанием
    Счет на 4 поднимаясь на цыпочки, разводим руки в стороны – вдох, приседаем, корпус прямо, руки перед собой – выдох; поднимаемся на цыпочки, разводим руки – вдох, возвращаемся в исходное положение – выдох. Всего 8-10 раз.
  3. Упражнение “Ласточка”
    на счет 1, 2 – разводим руки, наклон вперед, спина ровно, смотрим перед собой – вдох, на счет 3, 4 – возвращаемся в исходное положение – выдох. Всего 8-10 раз.
  4. Упражнение с наклоном
    исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на ребрах.
    на счет 1, 2 – наклон вперед, сжимаем ребра руками, – вдох
    на счет 3, 4 – выпрямляемся, отпускаем ребра – выдох. 8-10 раз.
  5. Упражнение с наклоном
    исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на бедрах.
    счет на 4: наклоны туловища вправо и влево. Дыхание свободное. 8-10 раз.
  6. Упражнение с наклоном
    исходное положение – ноги на ширине плеч, руки за голову в замок (не сжимая).
    на 1, 2 – наклон вперед, со сведением локтей, спина ровная, смотрим прямо – вдох; выпрямляемся, разводим локти – выдох на 3, 4. 8-10 раз.
  7. Упражнение с наклоном
    исходное положение – ноги на ширине плеч.
    поднимаемся на цыпочки, разводим руки – вдох (на 1, 2); наклоняемся вниз, опускаем руки – выдох (на 3, 4). поднимаемся на цыпочки, разводим руки – вдох, возвращаемся в исходное положение – выдох. 8-10 раз.
  8. Руки перед грудью вытянуты прямые, поворот корпуса вправо и влево с руками (одна догоняет другую). 8-10 раз.
  9. Успокаивающее дыхание (см. п. 1).
  10. исходное положение – ноги на ширине плеч; правая нога впереди, тяжесть тела перенесена вперед, на правую ногу, руки перед грудью, кисти расслаблены, рот приоткрыт, язык перекрывает горло (дыхание).
    резким движением скрещиваются руки, округляется спина, небольшой присест на опорную ногу – резкий вдох. Выдох свободный. Поменять ногу.
  11. Упражнение похоже на предыдущее. Выполняется с ходьбой по кругу, только скрещивается локоть левой руки с коленом правой ноги. На скрещивании вдох, выпрямление – выдох.
    начать можно с закрытым ртом, через некоторое время открыть.
  12. Упражнение с прыжками
    исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе
    дыхание свободное, но лучше начать со вдоха, подпрыгивая попеременно выбрасывать ноги назад, вперед правую, назад, вперед левую.
  13. Закрыть одну ноздрю рукой (левую – левой, а правую – правой), вторая рука прямая, напряженная, двигается вместе в плечом (рычажок): плечо вверх – вдох, вниз – выдох;
    30 раз, поменять руки. Вдох-выдох – очень активно и быстро.
  14. Успокаивающее дыхание.

2. Массаж
руки чистые и теплые

  1. Поглаживание пальцами лба от центра к вискам.
  2. Поглаживание пальцами под глазами по скуловым костям к ушам.
  3. Массаж носа (со звуком).
  4. Поглаживание “усов” указательными пальцами от носа к ушам.
  5. Поглаживание пальцами верхней губы (от центра).
  6. Поглаживание нижней губы.
  7. Поглаживание тыльной и лицевой сторонами ладоней (поочередно) нижней челюсти.
    7(а) поглаживание нижней челюсти от центра к ушам, обхватив ее указательным и средним пальцем.
  1. Поглаживание ладонями шеи от подбородка вниз.
  2. Поглаживание ладонями груди от затылка к ребрам.
  3. Поглаживание живота по часовой стрелке.
  4. Поглаживание ребер круговыми движениями.
  5. Поглаживание спины круговыми движениями тыльной стороной ладони.

3. Упражнения для челюсти

  1. Вдох с закрытым ртом, раскрыть челюсть на два пальца, выдох, закрыть (10 раз).
  2. Средний палец поставить на “замочек”, ладонями обхватить челюсть. Начать массаж от замочков по челюсти до середины подбородка круговыми движениями (10 раз).
  3. Локти поставить на стол, пальцы в замок, подбородок – на руки. Пытаться раскрывать челюсть не размыкая губ (10 раз).
    3(а) то же самое, размыкая губы со звуком “ТАК” (10 раз).
    3(б) исходное положение то же, открывая рот запрокидываем голову назад, не отрывая подбородка от рук.
  4. Обхватить руками нижнюю челюсть, средний палец на “замочке”, открыть рот и делать круговые движения челюстью по горизонтали: выдвигаем челюсть вперед и по кругу, то же самое в другую сторону (10 раз).
  5. Челюсть открыта вниз, направо, вверх, налево, вниз, исходное положение.
  6. Большой палец под подбородок, четыре пальца за подбородок, вытягиваем вниз.
    Продолжаем упражнение с добавлением звука “А”.
  7. “Ириски”

4. Упражнения для губ

  1. Попеременно поднимать расслабленные губы над зубами.
  2. Попеременно натягиваем губы на зубы.
  3. Натягиваем единоразово губы на зубы и вытягиваем как звук “О”.
  4. Вытягиваем губы трубочкой и растягиваем в улыбку.

5. Упражнения для языка

  1. Нижняя челюсть опущена на два пальца, язык в покое. Выводим язык за пределы ротовой полости, фиксируем у подбородка и втягиваем далеко назад.
  2. Исходное положение то же, выводим язык за пределы ротовой полости “лопатой”, сворачиваем язык в трубочку, снова разворачиваем “лопатой”, делаем острый язык, снова “лопатой”, убираем назад. Исходное положение.
  3. Исходное положение то же, губы разомкнуты, кончиком языка коснуться альвеол верхней челюсти, плавно и упруго проводим по нёбу назад и резко выбрасываем язык за пределы ротовой полости.
  4. Рот раскрыт, кончиком языка касаемся верхнего поднёбья и переводим язык в нижнюю челюсть.
  5. “Футбол”. Острым кончиком языка касаемся левой щеки, потом правой.
  6. Кончик языка положить на верхнюю челюсть (с внешней стороны) , от угла зубов провести языком по поверхности челюсти справа налево, то же внизу, затем слева направо. То же самое с внутренней части челюсти.
  7. Ротовая полость открыта на 2 пальца. Острый кончик языка выводим за пределы ротовой полости, касаемся губ.
  8. Исходное положение то же.

Артикуляция

Б В Г Д Ж | З К Л М Н | П Р С Т Ф | Х Ц Ч Ш Щ
И Э А О У Ы

  1. Концентрированный звук посылается в центр помещения, старательно, даже нарочито артикулируем: поочередно с каждой согласной алфавита проговаривается 6 гласных, фраза заканчивается согласным, напр. БИ БЭ БА БО БУ БЫ Б
  2. Тренируем “полетный звук” – звук перекидывается через потолок, такая вот акустическая баллистика.
  3. Тренируем слышимость согласных – произносим их квинтолями:
    Б В Г Д Ж
    З К Л М Н
    П Р С Т Ф
    Х Ц Ч Ш Щ
  4. Тренируем слышимость окончаний, эта парочка в помощь: МКРТЧЯН с ДЖИГАРХАНЯНОМ, а ДЖИГАРХАНЯН с МКРТЧЯНОМ.
  5. Сбрасываем напряжение губ лошадиным/кучерским фырканьем.

 

Ну и – собираем ЧК-артефакты: на этот раз это был инопланетный шарик, который позволяет языку и конечностям подергаться, сбрасывая зажимчики.. Тело должно быть максимально без зажимов. Народ задает Ире вопросы:
как убрать этот зажим? – так-то.
а вот такой? – вот так-то.
а вот здесь? – а это уже к психотерапевту. 🙂