29.03.2017 “Контакт с партнером” с Ю. Кляцкиным

Автор Анастасия Яновицкая

Для меня это было одно из самых ярких занятий. И то, на сколько хорошо мы поработали тогда, сейчас отражается в том, как мы играем плоты. Ведь самое главное – это уметь наладить контакт с партнером. Чувствовать, слышать, хотеть понять его или ее.

Занятие мы начали с разминки тела партнера. Пока наши партнеры стояли, мы легкими похлопываниями, пощипываниями проходились по его или ее шее, ушам, спине и так до самого низа, расслабляя партнера и, в тоже время приводя все мышцы в тонус. Учились не стесняться своего тела и тела партнера. Ведь это так безумно важно! Чтобы раскрыться, чтобы поддерживать правильную мизансцену… Тело одно из главных инструментов партнера – его надо любить и правильно использовать.

После приятного рукоприкладства мы делали очень крутые парные упражнения на доверие. Стоя спиной к спине в наклоне укладывали партнера на спину к себе и даже умудрялись расправлять руки, полностью удерживая вес партнера на прямых ногах и согнутой спине. Тут была важна работа обоих партнеров, не только того, кто держал, но и того, кто лежал сверху. Только полностью доверившись партнеру и расслабившись можно было удержаться на спине партнера.

Затем поочередно мы падали с закрытыми глазами в руки партнера. То в перед, то назад. Главное было предупредить заранее, в каком направлении мы собирались падать. Попрактиковавшись в парах мы перешли к груповому упражнению, которое мне известно из работы в молодежных организациях, как “пьяная бутылка”. Группа из 7 человек становятся в круг, один человек становится в центр круга, скрещивает руки на плечах и закрывает глаза. Потихоньку, человек в центре на прямых ногах начинает падать в любом направлении, а люди в круге его ловят и аккуратно (!) толкают в другом направлении. Здесь очень важна сосредоточенность всех в кругу и командная работа. Нужно стоять устойчиво и балансировать между тем, чтобы давать человеку в центре ощутить долю секунды падение, но при этом не допускать того, что одного крупного парня будет ловить хрупкая девушка. Кстати, в моей команде падать по кругу с закрытыми глазами попробовали все, от мала до велика, так сказать. Так что размер не помеха, если работать слажено и друг друга видеть и чувствовать. А это безумно важный навык для актеров театра импровизации.

Затем были скульптуры из одного и трех человек, которые “лепил” скульптор из “живой глины” – других людей, выстраивая не только позу, но и эмоцию, взгляд. Было невероятно интересно смотреть, что лепил из скульптуры в три фигуры каждый из скульпторов. Получались очень интересные истории в статике, когда очень хотелось, чтобы они ожили и продолжили свое общение.

Следующее упражнение для меня было самым интересным и сильным. Когда нам нужно было играть “Слово за слово” с партнером, при этом количество используемых нами слов сокращалось вместе с увеличением времени нашего этюда. От 10 слов за минуту до 3 слов за 5 минут. И вот тут уже начиналась серьезная работа. Каждое движение, эмоция, реакция, а главное – пауза, должны были быть оправданы и наполнены. Каждое произнесенное вслух слово имело огромнейший вес. Играть нужно было так, чтобы зритель не чувствовал необходимости использования слов. Вот здесь выстраивалось доверие и внимание к партнеру, прорабатывалась событийно-оценочная цепочка особенно в невербальном общении. Контакт с партнером был установлен.

На завершение занятие было упражнение “Интервью”, где один актер (“журналист”)проводил интервью с другим человеком (роль и место проведения интервью озвучивалось в первых репликах “журналиста”). Но вот ответ давало два, а затем три человека от лица одного выдуманного персонажа, при этом каждый мог произнести по очереди только одно слово, и вместе эти слова должны были (но не всегда реально были) связаны в логичные предложения. Было сложно, честно, мы тупили, не меняли темпоритм, тормозили. Часто не хватало органичности и яркой окраски в ответах, но при этом, если удавалось всем троим партнерам поймать одну волну, то начинался настоящий кайф! Вот тут появлялись перлы. Успех зависел от того, как хорошо чувствовали и слышали друг друга партнеры. Логичное завершение всего занятия.

Реально, очень бы хотелось чаще такие упражнения делать, просто, чтобы оттачивать навыки и реакцию, сближаться и больше доверять партнерам. А какой же кайф мы все ловили от того, что нас слушали, и была тишина в зале! Это то, от чего кайфуют все актеры.

Основные выводы занятия:

  • не злитесь на партнера, что он тупит, или “украл вашу идею или фразу”. Наш партнер на сцене – это наш дар. Между нами может быть только любовь и уважение, в крайнем случае мы можем относиться к партнеру на сцене нейтрально;
  • доверяйте партнеру, ведь лучше тысячу раз ошибиться, чем не верить никому;
  • тишина должна быть оправданной и наполненной;
  • не нужно цепляться за заранее запланированные фразы, нужно быть гибкими;
  • справедливость – опора слабых.

Дерзайте! Учитесь! Стремитесь за знаниями! И не забывайте во всем этом получать кайф от самого процесса.