Контакт с партнером – Галина Шиллер (27.03.2017)

Автор Мария Демянчук

В “Квадрате” задания включают в себя не только наработку техник, но и определенные упражнения на честность с самим собой, достреливающие до глубоко личных пластов переживаний. Контакт с другим человеком, отношение к проявлениям его личности, взаимодействие с ним, причем основанное не исключительно на логике, а задействующее интуицию, воображение, подсознание, – довольно личный процесс.. и, в отличие от обыденной жизни, нам предлагается не сглаживать шероховатости, упуская неудобное в партнере, а выкрутить свою чувствительность на максимум, выработать приятие. Это – база, позволяющая и на сцене, и в жизни развить восприятие и внимательность, повысить скорость и адекватность своих реакций в различных ситуациях.
Невероятно ёмкое, ресурсное занятие с Галей Шиллер, богатое вспышками воспоминаний и хрустом блоков, – а выписывать его словами оказывается нелегко.

Для меня стимулом написать (и к тому же ярчайшей иллюстрацией “контакта с партнером” в действии) явился вчерашний “Человек с пультом” – импровизация с участием зрителей. Временами казалось, что ребята на площадке телепатически читают мысли друг друга, настолько слаженно и органично было их взаимодействие, настолько живым казался их контакт.

Итак, занятие.. Кажется, будет не по порядку 🙂
Чтобы переключиться на другого, начинаем с себя: находим свою “точку тишины”, внутреннее спокойствие, отключаемся от суеты: слушаем свое дыхание, делаем вдох-выдох на шаг, затем три вдоха-выдоха на шаг.. ходим, дышим, внутренне созерцаем. Делаем упражнения с закрытыми глазами – движения, статику.
К огромному моему удивлению, никакого дискомфорта, даже вечно шалящая вестибулярка почти не напоминает о себе, лишь в конце блока упражнений пришлось приоткрыть глаза и сверить перпендикуляр тушки к горизонтали пола.

Ходим с закрытыми глазами, стараемся не сталкиваться, ощущать пространство и доверять ему, доверять людям вокруг. Затем все так же, с закрытыми глазами, на ходу “поймав” кого-то спиной, образуем тяни-толкайчика и вдвоем/втроем движемся по площадке уже вместе, все так же с закрытыми глазами, стараясь отслеживать движения партнера и гармонизироваться с ним.
С открытыми глазами стараемся прочувствовать партнера, называем ему свое имя так, как, хотелось бы, чтобы он бы нас назвал, исходя из своих ощущений и представлений о нем. “Машечка, Маша, Марья, Ма-аш?” Интересно, что формы имени из “личного” арсенала – как называют нас родители, друзья, любимые – в этом упражнении не всплывали. Кажется, так было не только у меня.

Тактильный контакт – гладим партнера, изучаем, что интересно про него: а острые ли у тебя коленки? А мягкие ли у тебя ладошки? А ухи холодные? А щекотки боишься? Без слов, конечно. Ловим реакцию.
Для меня это челлендж – если не чувствую открытости, доверия партнера, не очень-то могу доверять сама. Что интересно, такое большое количество новых людей сразу, как у нас на занятиях, и по факту постоянно в личном пространстве, – переносится нормально, даже радостно. Но один на один, когда партнер негативен, – ранит, и защищаться я не умею. Это не инсайт, штука давно известная, просто в жизни как раз таких ситуаций избегаешь, а тут это часть упражнения.

Изучаем партнера визуально минут пять, затем описываем ему свои представления: чем он занимается в жизни, с кем и в каком пространстве живет, как встает утром, как смеется, как опаздывает на поезд, как злится, любимая еда и т.п., итог сверяем. Процент попадания у меня с моей напарницей невысок, но впечатлило то, что девушка угадала скорее мои мечталки, чем реальное положение дел. Как это вообще работает?)

Произвольные небытовые движения. О радость души и тушки! с каким подъемом ринулась она в эти пизанские башни, распахнутые несимметричные крылья, карельские березки и кренделя мартовского шляпника! Та же работа, что и на занятии с Леной Вахрамеевой (привет!) – поймать импульс, выразить его телом и лицом максимально полно.. но гротескно))
“Скульптурные пары” на базе все тех же “странных” движений.
Движение, направленное на партнера, – эдакий диалог движений, микро-этюд. Важно прислушаться к партнеру, к себе (какое ощущение вызывает, какое движение рождается?) и делать. Важно не обрывать, не останавливать движения: невыраженный импульс будет печь не хуже невысказанных слов 😉

Галя Шиллер, по своей динамике создающая впечатление бесстрашного актера Цирка Дю Солей и крито-микенского Чуфело-Марзуфело (один из любимых персонажей в детстве.. не спрашивайте)), блестяще демонстрирует, это по-своему провокативно: хочется подстроиться, подыграть!

Перебрасываемся произвольным словом, меняя эмоции, темпоритм, делая из этого осмысленный диалог наподобие СОПРа.
Связываем движение и слово: поймать импульс, эмоцию, сделать движение на (или от) партнера, довесить произвольное слово. Выглядит это всё как праща из движения с камешком-словом на конце. В идеале партнер дает на него свое движение-слово, основываясь на своих эмоциях и импульсах.

Далее садимся друг напротив друга, вглядываемся в партнера, осознанный контакт, внимание, awareness, дышим: даем ему быть. Получается не у всех и не сразу, поэтому переключаемся на предмет по-эм.чеховски: внутренне удерживаем предмет во внимании, притягиваем его к себе, устремляемся к нему, проникаем в него. После этого многим легче сосредоточиться и удерживать внимание на живом человеке.
Мне по-прежнему трудно надолго сфокусироваться на человеке, реакцию которого я не могу считать, т.е.когда, по сути, нет обоюдного контакта.

Вообще, занятие логично продолжило серию по “расцикливанию” нас с исключительно своих собственных переживаний к вниманию на партнера, при этом внимание к собственным реакциям должно сохраняться, умение работать с ними – развиваться, контакт.. контакт – налаживаться!