Работа с жестом. (Занятие 2-го курса; провел Миша Костров. 8 ноября 2011г.)

Автор Мария Лихолет

Иногда в произведениях или устных рассказах встречается всем знакомые обороты, типа  «у него застыла маска страха на лице», или там «у неё на лице написано». Первый вопрос, что там за «маска»? Второй вопрос – почему именно «застыла»?

После первой части занятия нашлись ответы на оба вопроса. Суть задания – выразить посредством лицевой мимики такие состояния как:

  • Страх
  • Грусть
  • Удивление
  • Плачь
  • Любовь
  • Радость
  • Смирение
  • Стыд/Раскаянье
  • Смущение
  • Злость

Важно! Проконтролировать выражение своего лица в зеркале, сбросить, повторить и проверить в зеркале получилось ли воспроизвести то самое выражение. Оказывается, для того, чтобы посторонний зритель мог считать с лица конкретную эмоцию, мимика должна быть не только живой и выразительной, но и завершенной. Лицевой жест (выражение лица), действительно на какой-то миг приобретает завершенную форму, это как начало и конец жеста, только мимического. На выходе, в идеале и получаем некую на миг застывшую маску, которую следует запомнить и воспроизводить как «связку» в танце. Чтобы при этом, лицо не выглядело как гипсовый бюст или эмоция не была «натянутой» на лицо (иногда такое впечатление, что еще вот-вот и треснет), необходимо подкрепить это все внутренним проживанием состояния. Только такой наполненный мимический жест будет выглядеть живо, и меняться в зависимости от внутреннего настроя.

Еще один важный момент, вынесенный в ходе занятия – это амплитуда. Если для кино, подходит узкая амплитуда, то для театра необходимо придать лицу большей выразительности. Жесты могут быть более гипертрофированными, чем в реальной жизни. Здесь у многих возникает проблема, сами мышцы лица не привыкли к таким «выворотам» – надо тренировать, почти тоже самое, что и с голосом, только мимика – это что-то вроде голоса лица, если можно так выразиться.

Вывод: запоминаем какие мышцы лица и с какой, силой напряжение напрягаются при проживании той или другой эмоции. Т.е.  ОСОЗНАЕМ, что происходит на наших лицах, в тот момент, когда мы переживаем грусть, любовь, злость. И не просто сознаем, а запоминаем. Таким образом, от обратного, путем включения мышечной памяти можно будет воспроизвести внутреннее состояние и сделать мимический жест красивым, лаконичным, законченным и понятным.

Мое наблюдение: когда контролируешь себя в зеркало, понимаешь, что грустить и любить можно по-разному, с разной амплитудой (играясь на силе напряжения лицевых мышц), т.е. иногда грусть может выглядеть на лице красиво и трогательно, в другой раз ты можешь прожить это состояние с лицом орангутанга. Так вот, вспоминая об эстетической красоте и обаянии, необходимо искоренить те формы, которые принимает наше лицо, которые не очень эстетичны. Т.е. ищем перед зеркалом оптимальные варианты, по считываемости, гармоничности, эстетике и соответствию особенностям  своей органики. Очень полезное упражнение. На занятии нам показали ТОЛЬКО путь – дальше надо работать, работать и работать, включить эту «гимнастику» в ежедневные тренировки. Если мы мимикой писать на лице, то что мы хотим высказать, необходимо набить руку (лицо), чтобы подчерк стал разборчивым и все сразу могли прочитать, что именно «на лубу написано».

Вторая часть занятия – жесты с реквизитом.

По предварительным условиям  каждый студиец должен был придти со свои реквизитом (какой-то предмет: мячики, стаканы, бутылки, веревка и, что душа пожелает). Сразу напрашивается вывод, реквизит – друг актера.  Насколько проще взаимодействовать с партнером при наличии реквизита. Когда у тебя в руке пистолет, или когда у тебя в руках плюшевый мишка – совсем разный посыл и энергетическую окраску приобретает тот ил иной жест.

Интересно. В условиях задания «обменяться предметами» (не просто, а обыгрывая их, формируя отношения к этим предметам) – намного легче работать с партнером. Наконец, у нас появилось что-то общее. В каком-то смысле, возможно – это костыли, они помогают заполнить пустоту, между партнерами. С другой стороны, этой пустоты не должно было быть априори. Т.е. с реквизитом мы СРАЗУ стали намного интересней друг другу, пустоту и взаимное игнорирование заполнил реквизит. Участники могли опереться на нечто, что их связывает, какой-то предмет. Жест с реквизитом, становится более легко считываемым. Сам реквизит – уже некое событие и предмет для оценки твоей и партнера.

Мое наблюдение: залог успешного выполнения заданияаккуратно, без грязи работать с реквизитом и партнером. Избегать суетности и быть лаконичными. Осознавать начало и конец жеста. Убрать всю лишнюю метушню и грязь. Кстати – это довольно сложно.

Жесты с реквизитом + слова. Задание с передачей предметов усложнилось или облегчилось словами. Кому как. Мне реально стало легче. Со словами все это действие обмена предметами обрело форму  маленьких этюдиков. Т.е. степень внутреннего проживания усилилась, краска тоже усилилась, стали появляться оттенки и полутона.

А дальше пошли слезы…

Раскрылись 3 типа людей:

  • Кто-то может заплакать, но в длительном промежутке времени
  • Кто-то не может заплакать вовсе
  • Кто-то плачет, как будто просто открывает кран

В итоге, легко, быстро  и искренне не может плакать практически никто. Очень нелегкое задание. Очень интересен был предложенный способ вызвать слезы через мышечную память (действенно):

Найти в теле мышечные ключи (вспомнить состояние когда ты плакал(а) и поднять ощущения в теле: к примеру где-то щекотно в переносице, в горле и груди комок, также могут помочь память о звуках и запахах родом из конкретной ситуации. К примеру всхлипывание и пр. Дыхание – это вещь. Наверное один и самых сильных ключей к слезам). Что удивительно в этом способе – это не фейк. Ищешь в теле ключики (макросы, точки, кнопки), жмешь, ощущаешь телом, пошла слеза и сразу включаются эмоции. Слезы становятся живыми. Мышечная память, само тело заставляет включить эмоции. Тут идет такой хитрый обман, вместо того, чтобы сдирать корочки с душевных ран и копаться в больном, можно просто обмануть свой ум. Включается  переживание, но не такое глубокое и деструктивное, из него можно легко выйти, без болезненных осадков. Способ требует тренировок и нахождения четких ключей и замочных скважин. Иначе можно не угадать, телесные точки надо знать наверняка и бить в них метко. Будем тренироваться.

Страх и ужас…

Вызвать эти состояния получилось легче, чем слезы. Наверное, в жизни мы больше боимся, чем плачем, а может имитировать страх легче потому, что он не имеет таких доказательств как (вода из глаз), тут сложно проконтролировать.

Наверное для ипохондриков и людей с паническими атаками это упражнение не вызвало сложностей: частота дыхания (ускоряем), ритм биения сердца (ускоряем), напряженность в мышцах (усиливаем) – основные ключи. Эти ключи провоцируют цепную реакцию. В итоге, ты уже через минуту стоишь, сердце стучит, во рту пересохло, руки и ноги сначала показывает, потом они холодеют и вообще отнимаются. Мышцы в районе живота сильно сжимаются, плечи и шея напряжены. Глаза затуманены,  появляется легкое головокружение… И вот он истинный ужас, дикий страх… В какой-то момент, даже кажется, что вот-вот и грохнешься в обморок от страха или коньки отбросишь.

Конец света

Прекрасное упражнение. Просто чудесное. Задание  представить, что через 15 минут вам (не обязательно всему миру), а конкретно паре задействованной в задании придет конец. В этот момент, необходимо постоянно прокручивать и  переживать три состояния:

  • Страх, ужас
  • Смех
  • Плачь

Что понравилось в этом упражнении – ОНО УЧИТ ТРАТИТЬ СЕБЯ. Тратить энергетически. Если реально поверить, что через минут 15 минут тебя не станет – это реально стремно. Там хочешь не хочешь возникают и слезы, и ужас, и смех (как защитная реакция). Вот она эврика! Вот она важность происходящего, которой так не хватает в этюдах. Когда ты знаешь, что это конец, начинаешь жить в таком повышенном внутреннем ритме, что кажется из носа пар повалит. Вот такую степень важности + внутреннее состояние и его внешнее проявление надо переносить в этюды.

«Я беременна» –  ну и что?

«Я ухожу от тебя» – ну и…

«Я больше не люблю тебя» – хм…

А что если каждое событие  – это «маленькая смерть», это наш личный конец света. Разве мы так будем отвечать?

Занятие мне понравилось. Вышла как побитая, но счастливая. Все написанное выше  – это мое ИМХО, абсолютно субъективное восприятие. У кого какие впечатления от занятия?