Сценическая речь с Ириной Волошиной (19.04.2017)

Если голос, это инструмент актера, а речевой аппарат, в основном, состоит из мышц, значит их можно накачать не хуже мышц пресса на животе у Питюренко и стать лучше.
Специалистом по сцен. речи в “квадрате” является Ирина Волошина – девушка с волосами Андерсеновской русалки и таким же мелодичным голосом. Полтора часа, она “качала” наши связки, языки, легкие и диафрагму комплексом упражнений. Причем качали вроде голос, а пот от ее занятий выступал на лбу. И это несмотря на выключенные в зале батареи, аномально холодный день и снег в Харькове. Но перечень развивающих упражнений опубликован “костровцами” в предыдущей записи. Я же сохраню
пару советов от Иры:
- тренируя сцен. речь говори нарочито артикулировано, “педалируя” окончания слов и дотошно их проговаривая;
- говоря “опираясь на диафрагму”, можно значительно усилить громкость речи не напрягая связок. А чтобы на нее “опереться”, вдыхать надо носом (согревая воздух) и дышать “в живот”;
- во время месячных связки у женщин отекают и при повышенных нагрузках (пение, громкий разговор) их можно повредить;
- перед выходом на сцену нельзя есть орехи, семечки (хотя их не рекомендуется вообще есть тем, кто работает с голосом. Даже если выступать не нужно), шоколад и пить молоко (даже в кофе). Острые фрагменты пережеванных орехов и злаков способны повредить связки, а шоколад и молоко обволакивают их, вынуждая напрягаться;
- 50 коньячка “для разгона”, помогают первых 15 минут после приема. Потом связки грубеют еще больше и говорить становится еще сложнее. Поэтому коньяк приходится либо добавлять каждых 15 минут, рискуя потерять адекватность, либо избегать вовсе;
Если все таки не повезло, и голос сорвался. Ира советует принимать микстуру состоящую из: 1 ст. ложки спирта (не водки, это важно), 1 яичного желтка, 1 ст. ложки мёда, 1 ст. ложки лимонного сока и 1 ст. ложки топленого сливочного масла. Ингредиенты растереть до однородной массы и пить либо по чуть-чуть в течении дня, либо залпом перед сном. Это лечит.
P.S. Напоследок лайфхак от тренера. Обращаясь к зрителю в низком, басовом регистре “посылай” звук как-бы на балкон. Вверх от площадки. Говоря в высоком регистре, соответственно, посыл должен идти вниз. Таким образом тебя лучше слышно.
Чистой игры, Коллеги!
Важно упомянуть, что Ира также обладает совершенно сказочной пластикой речной волны! И такой же мягкой, но неумолимой строгостью в работе с группой.
Действительно, русалочка-ундина.
Которая не только показала, что голосовой аппарат должен быть “аки пресс у Петюренко”. Она же и прояснила, что он не в коем случае не должен стремится в развитии к груди Король! То есть голосовой аппарат нужно тренировать именно на “брюшное дыхание”. А “грудное”, пускай даже и шикарно развитое, дыхание нам уже не пригодится.
(А жаль… мне и бюст Король, и грудное дыхание были близки и понятны. Может, идеалом моим были…)
Словить же, теперь такой нужный трофей – “правильное брюшное дыхание”, можно утром (когда только просыпаешься). Как на рыбалке. И как на рыбалке – держать!
Так что скажу я спасибо русалкам (за красу да инструкции в рыбной ловле), скажу спасибо коллегам-рыбакам, морякам (русалку поймавшим). И пойду-ка ловить свой трофей. Уже ведь четверг – рыбный день.
Необходимо еще помнить, что наша диафрагма является самым важным помощником в извлечении правильного и мощного звука. Звука на опоре. Необходимо “закачивать” мышцы вокруг диафрагмы, эффективные упражнения это “Дыхательная гимнастика Стрельниковой”. Активный вдох (в живот) через нос и активный выдох еще и наполнят организм кислородом. Когда кружится голова при дыхательных упражнениях – это правильно, просто наш организм в обычной жизни не привык получать такое количество кислорода.
Сценическая речь – отдельная важная часть в изучении актерского мастерства. Ее нужно тренеровать и развивать. Неожиданно во время занятия открылось много мест в теле, которые влияют на речь актера. Очень интересно, что свой артикуляционный аппарат можно натренеровать на нужный режим. Еще, было полезно узнать о работе с дыханием и главных его секретах – дышать носом и вдыхать в живот – тогда даже при динамической игре голос не будет дрожать. Были интересные упражнения-скороговорки..я такие люблю – они помогают сосредоточить внимание на том, как произносятся слова..После всех упражнений действительно голос немного поменялся и чувствовалось, что артикуляционный аппарат очень «размят».. 🙂
Конечно, чтобы овладеть сценической речью, мы должны годами заниматься/скрупулезно выполнять упражнения. Связки- такие же мышцы, которые требуют развития для эффективного использования.
Сначала занятия мы погрузились в комплекс упражнений для разогрева артикуляционного аппарата. Это помогло нам расслабиться и отпустить зажимы, которые годами накапливались. Главное- найти(почувствовать) в себе опору, и полагаться на нее, когда действуешь на сцене.
Вообще, важно не думать как ты выглядишь со стороны, а качественно исполнять задачу(то бишь донести сказанное со сцены зрителю)
Также Ира нам рассказала о пространстве на сцене, о бархате и как правильно управлять голосом учитывая возможности зала. Оказывается, в разных точках сценического пространства, наш звук меняется( то усиливается, то, наоборот, практически не слышно, то становится плоским). Наша задача научиться этим манипулировать и управлять. Кроме того, мы пробовали посылать голос друг другу, изначально было не совсем правильно, но после нескольких попыток стало получаться!
И песня в конце занятия, особенно, когда мы работали группами, это было весело и ярко. Плюс огромный заряд энергии.
Спасибо большое, Ира, за такое полезное занятие.
Так случается, что этот комментарий остаётся актуальным для абсолютно каждого занятия. В нём нет ничего нового и, я более чем уверен, некоторые посчитают его бессмысленным потому, что всем об этом давно и хорошо известно.
Хочу добавить и, в очередной раз, напомнить, что СУПЕР МЕГАВАЖНО – В – ВНИМАНИЕ!
В случае с Мкртчяном и Джигарханяном этот факт можно упустить потому, что это действительно сложные и необычные украинские фамилии. Но когда мы прорабатывали согласные буквы “би бэ бо ба бу бы б”, “ви вэ во ва ву вы в” и т. д., в конце нужно было произносить твёрдый согласный звук, чего многие не делали, ошибочно завершая цепочки всякими “бы”, “вы”, “гы” и т. д., хотя Ира неоднократно об этом говорила.
Учтите этот момент, когда будете делать упражнение дома.
Ира девушка загляденье, да еще и с каким голосом, когда она стала в планку я подафигела уровню подготовки ее мышц, насколько она хорошо знает свое тела и все, что касается с голоса, было несколько советов, что не нужно ко всему глобально серьезно относиться и когда в сорре с близкими людьми мы включаем эмоции подключается гнев, и мы начинаем кричать, в таких ситуациях мы теряем над собой контроль и можем посадить голос, говорила включайте на все внутреннюю улыбку, так жить легче и приятней. Наше занятие началось с поглаживания своего лица и шеи, еще Ира говорила, хвалите себя и гладьте, типо какие вы умнички)) Во время всего занятия попотели и насмеялись на славу, утром крепатура была даже. В конце занятия стали все в круг и каждый выговаривал слова Джигарханян с Мкртчаном, и делать акцент на последнии слоги, у кого выходило лучше у кого нет, мне дали совет дома брать пробку в зубы и разговарить, у меня есть зажимы, еще я невнятно говорю.
Перед занятием была уставшая, хотела спать и думала, что мне не понравиться, так как все ночь не спала. Но знаете что, мне так помогли эти упражнения совладать с собой, размяла все мышцы лица, все тело, а самое главное для меня, я поняла как дышать. Дышать нужно исключительно носом, как мои одногруппники писали выше, и дышать нужно верхней частью пресса.
Если ты до сих пор думаешь, что это фигня какая-то и твой голос идеален, тебе нечего делать в театре. Тренировать его нужно всегда, заниматься и делать упражнения (кстати, их вы можете найти в другом блоге, там девочка описывала)
А еще, тоже очень важно, актер всегда должен иметь хорошую физическую подготовку. Можешь сходить в бассейн, помогает и дыханию и физической подготовке.
Дыши, живи, будь счастлив и все у тебя получиться!!!
Во время составления рейтинга старайтесь выбирать тех, у кого хороший голос
“Ирина Волошина”
Уже почти все было сказано, но я добавлю еще несколько слов.
– Не срывать голос на крик это может повредить голосовые связки. Иначе голос может осипнуть(потерять чистоту голоса).
– Перед выходом на сцену не пить холодную воду, а согревать речевой аппарат
– Не забывать о дыхании!
– Во время речевых упражнений нужно хорошо артикулировать и доводить это до кривлянья.
Голос это харизма, а харизма на сцене это наше все. Любой звук, который извлекает из себя актер это ударная сила и ее полетность должна разноситься волнами, заполняя все окружающие пространство своей мощью.
На занятии мы опробовали на себе много разных упражнений, которые были разделены по блокам
1) массаж лица
2) дыхательная гимнастика
3) губная гимнастика
4) упражнения на артикуляцию
5) комбинация низкого и высокого тембра
6) упражнения на полетность звука
В самом конце всех разбили на три команды, нам были даны комбинации интересных слогов, которые мы зачитывали вслух. К нашей подаче добавили еще цель и соответствующий тон. «Этупате, этупате атире, атирите, этупате, этупате ндра». Задача каждой команды была угадать основной месседж друг друга.
В итоге три часа прошли почти незаметно. Мы получили прекрасное настроение и как всегда новые ощущения.)
Очень жаль, что занятие на курсе лишь одно. Дома конечно можно заниматься, но преподавательский надзор должен время от времени контролировать и вмешиваться в процесс обучения. Ведь хорошо поставленный голос, четкая дикция и выговоренная речь это ключи от многих дверей!
Речевой аппарат, как и любые другие мышцы перед нагрузкой нужно «разогревать», в этом поможет артикуляционная гимнастика. Вот несколько упражнений:
Рот немного приоткрыт. Верхняя губа закрывает верхние зубы, крепко натягивается на них и слегка загибается внутрь рта. Потом она, растягиваясь, поднимается вверх и открывает верхние зубы.
По тому же принципу делается и «почесывания» нижней губы, затем чередование «почесывания» верхней и нижней губ и наконец – одновременное «почесывание» обеих губ.
Движение сомкнутых выпяченных губ вперед, налево, вверх, направо, вниз, образуя круг. Зубы при этом сжаты, рот не открывается, челюсти неподвижны.
Губы сомкнуты. Язык движется по внешней части зубов сначала в одну сторону, потом в обратную.
Губы сомкнуты. Язык как бы «делая уколы» упирается в щеку, натягивая её, потом возвращается в естественное состояние.
В конце занятия мы поделились на 3 группы и у каждой был свой отрывок текста песни с магическими словами, вроде “Ацингуле эципангуле кукуци экокуцуни” :), который нужно было спеть так, чтоб донести до остальных групп оговоренный посыл (моя группа должна была быть пафосной и гламурной). Так нам еще раз напомнили о том, что у актера кроме текста есть масса способов передать желаемый посыл, например, через тело, мимику, интонацию и т.д.
Сценическая речь – это самый сложный для меня элемент. Надо выполнять упражнения на произношение букв и слогов. Тренировать дыхание, которое перехватывает, когда я быстро говорю. Опора на диафрагму не всегда получается. Единственное, что я хорошо освоил из курса сценической речи- это дыхательная гимнастика. Я понимаю, что речевой аппарат состоит из мышц, которые можно натренировать. Я стараюсь заниматься этим каждый день. Тренируюсь со скороговорками! Реально устают мышцы лица. Это все сложно, но мне нравится.