36 сюжетов по Ж.Польти (Владимир Тагвей, 14.05.2017)

Автор Мария Демянчук

http://artact.com.ua/archives/8160 – конспект собственно перечня сюжетов от наших предшественников за 2015-й год – вряд ли за 2 года что-то добавилось или ушло, как и за сотню лет до того. Интернет дает некоторые отличия в формулировках (напр., “неосознаваемая ревность/зависть” – “безосновательная ревность”).

Но интересно, конечно, было практическое приложение. Помимо конспекта, занимались разбором сюжетов – “драматургических узлов” – и соответствующих им конкретных примеров: придумывали или брали ситуации из жизни, кино- и литературных произведений, пытались разложить по узлам, проанализировать соответствие, обоснованность/оправданность и некоторые моральные аспекты – задать хотя бы парочку из пресловутых 1000 вопросов. Скажем, обстоятельства непреодолимой силы в современном мире? Что можно считать неизбежностью? Что можно считать жертвой?
И тут, конечно, очень пригодились бы знания из области социо-культурной антропологии, обладай я ими)  Какие общечеловеческие ценности лежат в основе, как они изменились за минувшее столетие.. и даже – существуют ли они, эти общечеловеческие ценности, а если нет – то.. как вы видите пункт 6 Манифеста? 🙂
и не идем ли мы в антиутопию, играя с моралью?

В качестве домашнего задания получили:
– предолжение записать сюжеты на отдельных листках бумаги и тянуть по 3-4 штуки наугад – их и использовать в тренировках к этюдам, в “Слове-за-слово”,
– подумать, может ли быть неосознаваемой ревность или зависть, ответ обосновать.

..и да, меня тоже “подвесила” мысль о том, что в жизни каждого человека какое-то количество сюжетов – чем их больше, тем жизнь интереснее и опыт богаче.. и что восполнять недостаток фактических сюжетов можно сюжетами прочитанными. например.

И вот еще ссылка по теме, схематично.
п.с. которая, зацепившись за Проппа и его “Морфологию сказки” (не видела, не читала, не привлекалась)), вытянула за собой слегка припылившийся уже вопрос: для чего нужна такая классификация? Для понимания соц.процессов, ценностей, – некоторой цивилизационной картинки, “зашитой” в произведение, т.е. мы опять уходим в антропологию, – ок. Для чего еще? Есть ли какая-то сочетаемость/несочетаемость/взаимоисключаемость сюжетов в рамках одного произведения, каким задачам она отвечает?