Плоты с Владимиром Тагвеем 18.05.2017

Автор Мария Демянчук

И в шестистопный ямб И в шестисотый раз, наверное, на этом сайте сейчас будет написано о “плотах”.
Вводная:
утро после крушения круизного лайнера, никто не погиб, четверо на плоту, воды-еды достаточно, температура ок (никто не мерзнет и не жарится), бытовые нужды удовлетворены за кадром, скоро всех спасут. По классике на плоту по двое мужчин и женщин. Люди знакомы максимум с начала путешествия – а то и вовсе познакомились лишь на плоту. Возникает эффект попутчика, помогающий кому-то из участников принять важное решение или решить проблему.
При этом другие участники помогают ему в этом – вопросами.. либо конфликтуя.

Роли:
протагонист – заявляющий проблему/позицию, ищущий решение,
антагонист – оппонент протагониста,
болото – сомневающийся либо сочувствующий всем (изначально не имеющий своей ярковыраженной позиции по предложенной проблеме),
диспетчер – балансировщик происходящего 🙂
Роли должны быть четко выражены и передаваться во время плота.
Каждый участник должен иметь цель на плоту здесь и сейчас. цели, как и роли, могут меняться.

Мизансцена – использовать все уровни: стоя, сидя, лежа, перемещаться по площадке.
Тактильный контакт интересен, но – не липнуть к партнеру.
“Собрание у костерка” или “лектор и аудитория” почти никогда не оправданы, но бывают исключения.
Плот может стартовать с направленного события либо с тишины, в любом случае в первую же минуту плота сцена должна стать динамичной, выйти на хороший уровень энергии.

Люди на плоту – это максимально мы сами в предложенных обстоятельствах. Плоты – импровизационный формат, все рождается по ходу действия, при этом, как бы оксюморонно это ни звучало, к ним должна быть подготовка:
– свое место в жизни; обоснование, почему оказался на лайнере,
– свое отношение – обоснованное “за” и “против” – к базовым вопросам быта и бытия (upd: напр., см. “Опросник Пруста”, спасибо старшим товарищам!),
– общие знания, логика и здравый смысл,
– несколько историй.
По сути, работа над.. собой 🙂

Что касается прочих правил, коих несметное количество, то все они, кажется, сводятся к одному: должно быть живо, интересно и честно.

Наверняка еще будут дополнения, а пока комментарии ВТ по нашим плотам, как я их запомнила:
– на плоту не “играют” отсутствующие люди и воображаемые предметы. Люди с их проблемами, целями и задачами здесь и сейчас – сам по себе интересный материал, нужно искать способы его подачи.
– держи мозг включенным – контакт, внимание к партнеру.
– уровень стресса на плоту высокий – двойная внимательность и аккуратность к партнеру!
– давай договаривать, выслушивать, но при этом не должно быть затянутых монологов – нужно их дробить адекватными репликами/вопросами. Перекрывать по слову, действию – можно, если это оправданно.
– до всего должно быть дело, и это должно быть искренне от тебя самого – поэтому думай, как ты сам относишься к услышанному, заявляй оценки, обосновывай.
– тебя не должно быть много – балансируй. Если понадобится, балансируй и других )
– скука – убийца плота. Спасательные круги – действия, смена тем, “бомбочки”, в крайнем случае – экстремальные ситуации.
– спасательным кругом может стать не общая тема с точками зрения и конфликтом точек зрения, а вполне конкретная реальная твоя жизненная проблема\задача – то, что волнует тебя сейчас, что пытаешься решить с помощью партнеров.
– пробовать и не бояться ошибок – поначалу может идти наигрыш, будет деревянно-буратиночно, но позже останется что-то свое – нужно это искать.

..помните анекдот про тестировщика? – “Заходит однажды тестировщик в бар. Забегает в бар. Пролезает в бар. Танцуя, проникает в бар. Крадется в бар. Врывается в бар. Прыгает в бар через окно.. и заказывает: кружку пива, 2 кружки пива, 0 кружек пива, 999999999 кружек пива, ящерицу в стакане, –1 кружку пива, qwertyuip кружек пива, пиво без кружки, кружку без пива..” и т.д.
– этот анекдот вспоминался на большинстве занятий в ЧК, и всякий раз казалось, что он вот именно об этом конкретном занятии, – хха! да он вообще обо всем процессе обучения!

..а за собой заметила такую штуку про плоты: даже когда кажется, что совсем нет сил на взаимодействие – выходи и выкладывайся в минус, тогда откуда ни возмись включается второе, третье, … семидесятое дыхание, очень вдохновляющий опыт.
Ну, или на Рейтарской в пол вмонтировано зарядное устройство 🙂