Темпоритмический рисунок. Тело. Голос. Мысль – Елена Вахрамеева (26.09.2017)

Автор Мария Демянчук

иду на звук)) нет, это не вечерние глюки, это действительно звук небольшого джамбея и он приближается! тамтамовое интро спецом для всех, кто забыл или не прочел тему сегодняшнего занятия – темпоритмический рисунок! что? кардиограмма всего-чего-угодно, что происходит, живет, как-то меняется. пульс мира. в этой партитуре невероятное количество партий и оркестровок, в которые мы вслушиваемся, вглядываемся, вчувствываемся ежесекундно, возможно, не слишком отдавая себе отчет.

темп – скорость изменений.
ритм – чередование/смена каких-либо характеристик.
в партитуру сценического темпоритма входят:
– речь – скорость, громкость, интонирование (высота тона), плавность / отрывистость,
– движение – скорость, плавность, энергетика (напряженность / расслабленность), амплитуда, закрытость / открытость, уровни движения (микродвижения),
– события – скорость, уровень события, вектор изменения (+/-),
– сцена (длительность этюда),
– освещение..
..расширять и дополнять список можно бесконечно.. 🙂
учимся слушать и видеть темпоритм в разных системах на разных уровнях окружающего мира и в себе – дыхание, пульс, движение, звуки в музыкальном треке, событие от партнера, свет, смена мизансцен..

упражнения
индивидуально:
– на разогреве у нас сегодня.. каждый! каждый по очереди отбивает на барабане несложный ритмический рисунок, стараясь держать темп, остальные мы повторяем этот ритм – хлопками, всем телом произвольно, затем заданными частями тела, звучим, проговариваем.. иллюстрируем темпоритмические рисунки каждого товарища на барабане – в куче вариаций 🙂
– слушаем музыку в записи, ловим партии ритм-секции.
– двигаемся под музыку с закрытыми глазами, потом без музыки – сами, меняем настройки своего движения – скорость, амплитуда, задействованные части тела – произвольно, затем по хлопку. все это в перемещении по залу.
– позже – обращаем внимание на движения “встречных” людей и делаем на контрасте.. иногда не успеваешь уловить темпоритм партнера рядом или теряешь контакт, выходит ерунда. а когда выкручиваешь сенсоры на максимум – выматывает, да, но почти сразу получается даже какое-то более-менее полотно не то чтобы взаимодействия с партнером, но интересного, осмысленного со-существования.
– бумажка с текстом – стишок-жизнеописание из одих существительных. читаем вслух каждый сам себе, играемся с настройками по темпу, высотности, скорости, интонированию, энергетике/посылу. отмечаем изменения, эмоции, взаимосвязь голосового темпоритма и изменений способов телесной выразительности: где хочется шагать медленно, где хочется согнуться пополам, где замереть, где взлететь.. что, если сделать не то, что хочет тело, подвигаться в разлад?)

в парах:
– слово-за-слово – на смену темпоритма и изменения. меняем несколько характеристик, например, темп и интонирование, тепм и ритм (плавно/отрывисто), интонирование и ритм.. стараемся отслеживать несколько параметров сразу. дальше – больше: отслеживать не только у себя, а у партнера, пытаться быть на контрасте – по голосу, по движению, по голосу+движению..
– слово-за-слово, где один говорит, другой обоснованно молчит,
– на площадке – один читает вышеупомянутый стишок по бумажке максимально выразительно со сменой темпоритма, другой проживает услышанное – без отыгрыша и пантомимы, а в небытовых движениях. в этом упражнении у меня возникло 2 челленджа: не вылететь из контакта с партнером и реальностью (за что поплатилась степенью, собсно, выразительности)) во время существования на площадке – и сидя на стуле сохранять внимание и интерес к происходящему в зале на 30-м кругу повтора одного и того же текста, ведь смена и направление изменения темпоритма у чтеца нередко были предсказуемы по тексту. поэтому особенно радовали чтецы, рвавшие шаблон в клочья 🙂 ну или просто хотелось уже другого текста))

итого 🙂

где есть темпоритм? – во всем, что происходит с какой-то регулярностью / периодичностью. хотя, пожалуй, просто – во всем, что происходит. точка. коллапс солнечной системы для этой системы произойдет только раз, и это будет впечатляющей кодой – во всё той же солнечносистемной партитуре. только подумать, схема универсально применима как кривая Максвелла, интерполируем для сценических задач: простой настройкой фокуса своего – и зрительского! – внимания по уровням от микро- до теле-скопа можно рассказывать истории 🙂

..и снова очень хотелось, чтоб было больше времени на занятие! 🙂 больше пробовать самому “под присмотром”, получать корректировки.. и чтобы преподаватель демонстрировал больше практических моментов на ком-то из нас)) это были бесценные моменты!! от прямой демонстрации, мне кажется, поток, спектр и понятность информации в разы больше, чем от даже самого наиструктурированнейшего объяснения.
Демонстрация идеи “практиковать постоянную [внутреннюю] включенность в происходящее, не быть “говорящей головой”, не растворяться в моменты, когда вроде как бездействуешь” была очень наглядной и запомнится, похоже, надолго 🙂

ДЗ:
Читать тексты вслух с разными настройками. Любой кусок текста читаешь и меняешь только одну какую-то характеристику: темп, примером. Затем только – интонацию, затем – только ещё что-то, все отслеживаешь. Потом несколько характеристик сразу. И по движению – только амплитуду. Только очередность. Только скорость. И несколько характеристик. Потом в связке голос+тело.
Слушать музыку по инструментам, наблюдать измерения темпоритма везде, практиковать небытовые движения под музыку, работать над выразительностью тела.