Искусство вопросов и ответов. Анатолий Неёлов (19.10.2017)

Автор Надя Кулик

Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы
Х.Г. Гадамер

Голос – это инструмент актера, который включает в себя технику и смысл речи.

Техника речи – это то, как говорит актер.

На уровне звука голос обладает такими параметрами: громкость (может быть громким или тихим), тональность (низкий или высокий) и длительность (разделяется паузами). Когда звук складывается в слова возникает темпоритм. Именно темпоритм придает слову индивидуальность.

Когда слова складываются в предложения, возникает интонация, благодаря которой актер может передавать свое отношение к сказанному.

При подготовке спектакля режиссер всегда должен составлять темпоритмический и интонационный рисунок, так как отсутствие изменения темпоритма и интонации неизбежно ведут к потере внимания зрителя и скуке.

Смысл речи – это то, о чем говорит актер.

В основе любой речи лежит диалог, обеспечивающий событийно-оценочную цепочку. Он состоит из вопросов и ответов. Все вопросы делятся классические и творческие. Классические:

  • Простой. Предполагает ответ «да» или «нет».
  • Информационный. Человек в ответ дает информацию.

Творческие вопросы:

  • Альтернативный. Человеку дают возможность выбора.
  • Сложносочиненный. Состоит из цепочки вопросов, но интересует ответ только на последний.
  • Ситуационный. Человек ставится в определенную ситуацию.
  • Провокационный. Происходит провокация человека на эмоции.
  • Вопрос без вопроса. Происходит, когда задается вопрос и дается понять, что ответ не принят, но повторно вопрос не произносится.

Ответы на эти вопросы делятся на три группы:

  • Простой – «да» или «нет».
  • Информационный – содержащий определенную информацию.
  • Образный – человек отвечает на вопрос, используя афоризм, цитату или анекдот.

После теоретической части занятия началась практика. Мы разбивались на пары и задавали вопросы и отвечали на них. При всей простоте занятия, надо постоянно следить за смыслом диалога, одновременно перебирая в уме все виды вопросов и ответов, и решая, как их применить в данной ситуации. Также, чтобы у человека не возникало ощущения, что он на допросе, надо чередовать вопросы «вглубь» с вопросами «вширь». Отвечая же на вопросы, приходилось рыться в закромах памяти, отыскивая подходящие случаю цитаты и афоризмы. Внимание и концентрация – вот основной залог успеха. А также постоянное развитие и личностное наполнение.

Мои впечатления от этого занятия очень позитивные: я получила огромное количество информации полезной не только для применения на сцене, но и для ежедневной коммуникации. Ловлю себя на том, что помимо воли фиксирую техники вопросов-ответов, применяемые окружающими меня людьми вне занятий. С нетерпением ожидаю что же будет дальше;)