Импульс актёра – Александр Олешко (19.10.2017)

Автор Мария Демянчук

не доверяйте гештальтистам. даже если они вышивают бисером, разводят ахалтекинцев, делают пиццу в позе лотоса, строят дома без гвоздя или гайдят экскурсии в высокогорные районы Гималаев – знайте, у каждого практически в потайном нагрудном кармашке припрятан портрет.. а вот и не Перлза, нет! – Фрейда. кисти Андрейки Ворхолы. гештальтист может сделать допуск на занятие только предъявителям чистого Ид, и как хошь, так и добывай сей чудный пропуск. может обесценить все старания не только “выглядеть”, но и “быть”, и фиг разберешь, к кому/чему именно относился данный комментарий (а вот нечего быть таким уязвимым и неуверенным в себе). может принимать внимательный и участливый вид.. – не обольщайтесь, на их планете это имеет соршенно другое значение. впрочем, может давать интересные упражнения 🙂

в начале занятия – тесты на внимательность и скорость: за минуту-полторы построиться по цвету глаз, с закрытыми глазами – построиться по росту.. результат неожиданный, несмотря на присутствие в наших рядах более опытных товаришчей, побывавших уже однажды в горниле второго курса 🙂
разминка – броуновское и импульсивная речь, проговариваешь все, что в голову приходит. поток сознания бессознательного. копаем краник. открываем. главное не захлебнуться, когда вместо членораздельной, хоть и бессмысленной (привет, Лаки!) речи вырываются звуки, и порой не совсем человеческие.
в следующие подходы подключаем тело, отпускаем эмоции, обращаемся к заданному воображаемому адресату. отслеживаем поток – что идет в словах, какие эмоции, как работает тело, как все взаимосвязано, что за собой что тянет. к адресату речь более связная, сюжетная, эмоциональная. удивляем себя.

визуально: две древеняки на сцене условно делят ее на три части.
личность трехкомпонентна: ид (импульсы, рефлексы, базовые потребности), персоналити (накопленный интеллектуальный и моральный багаж, представления о себе) и эго (функция принятия решений для действия, выбора между “ид” и “персоналити”.. такой вот ми(ф/р)отворец).
личность как сцена – это вкусная картинка.

– что такое любовь? – отвечая на заданный с такой ухмылочкой вопрос, да в принципе только слыша его, кончиком хвоста уже чуешь, что (а) правильного ответа не дашь и (бе) именно на это Саша и рассчитывает. тем не менее, каждый из нас, к кому обращается сей перст нос указующий, прилежно старается дать “правильный” ответ:
– красота.. – удивление.. – способность слышать другого.. – …….
– быстрее. быстрее. медленно.
на этом примере показал, как в импровизации, в отличине от заученных ролей, действие от ума – медленное и сценически неинтересное. “что делает этот стол в воздухе, кэп? – висит. – спасибо, кэп”. – висим. органичность существования на сцене – это когда актер осознает, понимает и реализует “идовские” штуки.
– Саша, что такое любовь?
– кусок гнилого плинтуса у меня в сумке. а почему?
– потому что он вроде бы и не нужен, и бросить его не получается.. (Катя, склоняюсь перед твоим поэтическим мышлением!)
иллюстрация того, как первый идовский импульс бросает нас в дискомфорт, в данном случае семантический, персоналити пытается из этого конфликта версий вытащить – обосновать, а эго рулит процессом.

в разминке мы старались вытащить свои ид. к идовским упражнениям в той или иной вариации мы возвращаемся несколько раз за занятие, когда Саша считает, что мы застряли в чем-то и дело дальше не идет.
позднее, например, мы существуем без слов в небытовой пластике с задачей двигаться импульсивно, без повторов, переключать фокус внимания каждую секунду. это не паника? вроде, еще нет. тэкс, а чего это у меня фокус внимания циклит “лампа – стул – чтотоцветноенаокне – сцена”? – гнать! да ну. вестибулярочка в ах..какие ощущения. полсекунды?!.. а точно ли было такое задание? в черепушке приятный гул средней частоты, просторно, пусто и в меру светло. и чуточку пыльно.
в другой раз мы в броуновском устанавливаем зрительный контакт, если контакт обоюдный – приближаемся друг к другу и смотрим в глаза, пытаясь почувствовать настрой партнера, его энергетику, свои ответные ощущения, эмоции. когда контакта хватает – расходимся.

пытались сделать импульсные этюды без слов на взаимодействие из ида – что-то не пошло, возвращаемся к упражнениям. попытка сделать импульсный этюд с музыкой. опять что-то не то, опять к упражнениям.
позднее выходим по трое, каждый сам по себе реализовывает свои идовские импульсы, стараясь быть максимально честным к себе. “что вас там кошмарит”, сказал Саша, и отэто всё полезло наружу. местами было очень красиво – когда вырывались внутренние ребятенки, радость, удивление, интерес.. местами страшно – когда страдания, гнев, страх..
мне жутко интересно, что, если бы этот практический момент растянуть часа на пол? – что бы выудилось? но это уже на самостоятельную практику 🙂

а. и этсамое. доверяйте гештальтистам! но только тем, которые в конце занятия сами показывают на деле то, чему учат 😉