Лекция А.Н. Неёлова. Искусство импровизации, часть II (19.01.2017)

Автор Александр Дереза

Одним прекрасным вечером, в помещение зашёл Анатолий Николаевич, и мне показалось, что скоро будет вторая часть лекции “Искусство импровизации”…

Это очень краткое содержание лекции.

Приступим

На лекции мы узнали, что же важно для любого режиссера, а также рассмотрели многое о “вопросах”, как основном элементе импровизации.

Полагаю, речь идёт о настоящем режиссере, которому не обойтись без трёх базовых элементов, все они изложены ниже.

Темпоритм и золотое сечение (III)

Любое чередование элементов с одинаковой частотой становится монотонностью, вызывает привыкание, после чего необходимость в фокусе внимания и излишних затратах энергии отпадает. Длительное отсутствие темпоритма вызывает раздражение.

Темпоритм – предсказуемое или непредсказуемое разнообразное чередование элементов, что убивает монотон, и удерживает зрительское внимание, наращивая интерес к происходящему.

Задача режиссера – управлять вниманием зрителя, и в этом ему поможет темпоритм.

Золотое сечение – это оптимальное соотношение сторон для гармоничного восприятия человеческим глазом.

Золотое сечение относится ко всему, с чем может соприкоснуться человек. В фильме, спектакле или истории есть свое золотое сечение, каждый режиссер это знает и использует.

Обычно, это выглядит примерно так:

  1. Пролог (5-10%)
  2. Основная часть (50% и более)
  3. Кульминация (пролог/2)
  4. Эпилог (остаток)

Эти пропорции определяют гармоничность восприятия произведения зрителем.

Место и время (II)

Чувства пространства и времени необходимы для восприятия и оценки действительности, в том числе, воссоздаваемой режиссером, поэтому зритель, не получив ответ на вопрос «кто я?» и «где я?», может с первых минут потерять интерес к картине или постановке.

Место и время оказывает влияние на эмоции, что позволяет режиссеру собственной жизни, театра или кино, управляя местом и временем, управлять эмоциями воспринимающего. Режиссура – это управление случайностью.

Время – самый ценный ресурс для человека, время это и есть жизнь человека, режиссер определяет цену за потраченное зрителем время.

Характер (I)

Важнейшая составляющая любого режиссера – это характер, без которого может обойтись любой человек, если он не режиссер.

Характер позволяет выбирать и имитировать оптимальное поведение под заданную ситуацию независимо от того, каким человек представляет себя другим людям в обычной обстановке.

Характер условно можно разделить на три базовых элемента:

  • Смелость – способность несмотря ни на что двигаться к намеченной цели.
  • Трудолюбие – способность выполнять повторяющиеся действия, в рамках которых бывает скучно, проявляя к ним интерес. Наличие цели придает действиям смысл.
  • Ум – способность находить варианты решения задачи посредством взаимодействия интуиции или интеллекта с эрудицией.

Ум можно также разделить на три элемента:

  • Эрудиция – объём всей информации, накопленной в процессе жизнедеятельности.
  • Интуиция – способность подсознательно пользоваться накопленным багажом опыта
  • Интеллект – способность сознательно пользоваться накопленным багажом опыта.

Сила воли – способность выполнять принятые разумом решения. Иными словами, одновременное, целенаправленное использование трёх базовых элементов характера – это проявление силы воли. Без силы воли не может быть характера.

У режиссера много работы и непокоренных вершин, а содержание выше – отличная в своей простоте и удобстве модель, помогающая осознать ресурс, возможность и инструмент для покорения любых вершин.

Диалог. Вопрос-ответ

В основе человеческого общения лежит диалог, в основе диалога лежат вопросы и ответы.

Харизма может проявляться через оригинальный ответ. Например, отвечая на вопрос, требующий согласия или отказа, при этом не используя слов «да» или «нет» – человек проявляет харизму.

В импровизации – кто задаёт вопросы, тот и ведет игру.

Вот какими бывают вопросы:

  • Простой вопрос – требует ответа в форме «да», и в форме «нет».
  • Информационный вопрос – требует ответа, содержащего информацию, запрашиваемую вопросом.

Можно классифицировать творческие вопросы, которые в зависимости от ситуации, способны творить чудеса.

Вот какими бывают творческие вопросы:

  • Альтернативный – когда из двух, казалось бы, единственных и очевидных вариантов ответа, находится третий, неожиданный вариант.
  • Сложносочиненный вопрос – когда задается ряд вопросов, но ответ требуется лишь на последний вопрос, все предыдущие вопросы были заданы с целью снизить эффект воздействия последнего на эмоции собеседника.
  • Ситуационный вопрос – вопрос, вырисовывающий стремящуюся к объективности картину мира, разворачивающий реальную жизненную ситуацию, выводящую угол зрения за рамки собственного восприятия.
  • Провокационный – вопрос с целью вызвать эмоцию у человека, повысить или понизить его тонус. В XXI веке люди уже научились выявлять провокацию, или просто к ней привыкли, поэтому есть смысл задавать его с необычной подачей, например, понижать тонус спокойным, не раздраженным голосом.
  • Вопрос без вопроса – умение управлять собеседником так, чтоб он сам несся как поезд в нужном направлении.
  • Вопрос без смысла – вопрос, дающий собеседнику свободу выбора в направлении дальнейшего развития диалога, вопрос очень подходит для импровизации.

На многие вопросы можно найти ответы, которых также можно классифицировать:

  • Простой ответ – «да», «нет», и не только.
  • Информационный ответ – содержит информацию.
  • Образный ответ – ответ, представляющий короткую, несущую высокую концентрацию ряда мыслей цитату, афоризм, придуманный не нами, но отлично подходящий к данной ситуации. Это возвращению к багажу опыта, накопленному человечеством.

Спустя десять минут лекция подошла к концу, и все разъехались.

Конкретные примеры вопросов можно будет встретить в комментариях, возможно.