Работа с текстом или Искусство репетировать 17.11.2011 Дом Пашкова

Автор Владимир Тагвей

 17 ноября 2011 года. Лукьяновка. 7 этаж здания, имя которому «Дом Пашкова».

На улице холодно и сыро. Автомат с кофе на первом этаже категорически отказывается работать.

Работать вообще непросто, особенно над собой… особенно над текстом. Текстом, который знаешь наизусть и многократно воспроизводил, превращая этот опыт в колею, а колею в траншею штампов, яму, из которой не так просто выбраться.

Сначала было слово… каждый прочитал свой текст несколько раз, пары «прогнали» диалоги. На театр вообще не похоже!

А дальше Миша ставил задачи. Что мы с ним только не делали (с текстом)

1 поза. Читая про себя каждую фразу, проговаривали вслух, что мы чувствуем. Здравствуй воображение! Причем фразы типа «я чувствую, как ты дрожишь» – нифига не катят… правильно воспроизводить именно чувства, а не ощущения, и именно свои….      «Я чувствую наплыв нежности, ненависть, заботу, ревность, злость, я расстроен, растроган…»

2 поза. Повторение – …сами знаете…что интересно тот самый текст местами вызывал совершенно разные эмоции. Переживая его заново, рождается другая реальность, другое отношение к партнеру, материалу, и если первый раз фраза «ты задушила меня своим тряпьем» вызывала злость и негодование, то  за вторым разом я отчетливо чувствовал жалость (к себе) и отчаянье от безысходности. 

3 поза. Работали с текстом, помня какие чувства у нас вызывала каждая фраза. И вот здесь самое интересное – текст начал оживать! Откуда-то появилось интонирование! Это надо же! Говоришь как обычно, как заучил, но эмоциональная, чувственная «подложка» заставляет каждого интонировать! Мысли о чувствах тормозят процесс игры, чувствую себя какой-то мумией… неповоротливой, неуклюжей, висящей… но НАПОЛНЕНОЙ  и интересной!

            4 поза. Добавляли его величество ЖЕСТ! Он и сам начал появляться в предыдущем упражнении. Теперь на нем был акцент. Текст с чувственной подкладкой и жестами – жесть! Очень похоже на театр.

            5 поза. Работа с текстом через ЖЕСТ ЯРКОВЫРАЖЕННЫЙ.  Есть такой вид жеста, это когда ты собираешь в кучу много-много суетливых жестов и делаешь из них один, но которым все сказано. Еще больше похоже на театр.

            6 поза.  Начались извращения, глумления над текстом. Брали интересные яркие образы и заставляли их проживать этот текст. Надругались над Карлсоном, Малышом, Дюймовочкой, Шапокляк, Волком и Зайцем, Лобановым,  Шерлоком и кучей другого нереального и реального народа. Смысл? Огромный! Появилась куча новых находок в интонировании, в жестикуляции, в отношении к тексту, партнеру.

            7 поза. Моя любимая. Включили режим суперхолерика. Сверхэмоционально! Жест в работе, интонирование на высоте, наполненность, мимика…. смотрится дебильно, но интересно.

            ИТАК, все, что мы перед этим делали – все это стало багажом, опытом, материалом, мышечной и ментальной памятью, которые должны были помочь нам сыграть свой монолог (у кого-то диалоги) на качественно новом уровне. Раздался приказ Кострова – играем  органично, гармонично, целостно, вообщем, для зрителя. Все стало намного интереснее! Такой опыт репетирования  дает больше свободы, больше органики, лепишь по крупицам свой образ, применяя находки каждого из предыдущих упражнений. И что главное – не заезжаешь текст однообразными повторениями, превращая его в неподъемный труп!

ПЕРЕРЫВ.

Сегодня день борьбы с курением. Народ пошел бороться… на балкон…

После перерыва показывали, что у кого вышло…

Нефиг было курить!

Вышли с Катей показывать первыми… долго не протянули …))) Висели. То ли груз приобретенных знаний не отпускал, то ли перерыв рассеял накопленную энергию. Да вот только зритель может получать удовольствие только в том случае если актер от игры сам его получает. А удовольствие получить можно, если искренне, ярко, и  самоотверженно решать задачу, а не следить за руками-ногами, интонированием и текстом!  Очень полезное замечание Миши о плане… в смысле крупном, среднем и общем.  Надо учиться чередовать планы, уметь выстраивать последовательность их смены. Отыграл только лицом-мимикой (крупный план), включил все тело (общий), пожестикулировал руками перед фейсом – средний. Очень важный момент! Работает!

 Макс с монологом Гришковца «и где же во всем этом «Я»?». Хлопок на первых секундах, просьба Миши забыть все и отпустить себя, –  и прекрасное исполнение! Было интересно наблюдать!  Важно не работать штампами, уметь каждый раз доказывать что-то заново залу, партнеру, выполнять задачу! Как только перестаешь жить «здесь и сейчас», начинаешь включать память, заготовки, – все идет коту под хвост. Театр хороший – это «здесь и сейчас».

           

Настя с собственным монологом девушки на скамье подсудимых. Хлопок на первых секундах. Быстрое начало тяжело дается. Рефлекс после хлопка сразу начинать что-то делать – пагубная привычка, а сегодня день борьбы с вредными привычками. Настя переначала, пауза с десяток секунд сделала свое волшебное дело – набрала, начала органично, проникновенно. Поэтому НЕ СПЕШИТЕ!

Больше никому не повезло, так как на часах 22.08.

Очень полезное и практичное занятие! Реальный способ репетировать этюды! Откровение, ради которого стоило родиться на свет!

Даже не знаю, как это все можно  вот так просто выкладывать на сайт. Это же ноу-хау! Тайна! Секрет!  

p/s/  Хух… Лихолет, чего занятия пропускаешь?