Основы режиссуры с А.Н. Нееловым

Автор sergii.gryb

В теоретической физике, релятивистике,  есть принцип уровней, по которому нельзя решить проблему, будучи на одном уровне с ней , надо подняться на следующий, и изменения станут явными.

В теологии тоже есть подобный принцип – искупления.Он говорит о том, что человечество не может исправить себя с момента грехопадения, пока не вмешается ниспосланная Сила. И только посредством Ее, и путем последующих от Нее откровений придут изменения.

В искусстве – это некая фигура, редактор, режиссер, который стоит на уровне вне, и может видеть весь процесс со стороны, чтобы его изменять.

Основными свойствами такой фигуры будут:

  1. Характер (способность доводить начатое до конца, наличие воли и смелости)
  2. Чувствительность к темпоритму (наложение гармоний создает гармонию, а не цикл или резонанс)
  3. Понимание пространства и времени (смотрим фильм Интерстеллар)

Теперь находим параллели в искусстве, науке и религии.

В театре за боженьку отвечает режиссер. Засечем это на скрижалях.

На прошлом занятии мы ставили отрывок из пьесы Евгения Шварца “Тень”. Показываем секунд 20. Хлопок. Разбираем с Анатолием Николаевичем показанное.

Если персонаж говорит монолог, значит есть определенные причины, по которым  это происходит наедине (когда человек переполнен эмоциями, он может говорить сам собой и это будет выглядеть цельно и естественно). Для монолога надо наполняться. Если персонаж смотрит в окно, то по нему должно быть это видно. Он может смотреть на колесницу с бочкой, на торговцев рынка, как дети перебегают дорогу, парень кормит собаку.

Все что происходит на сцене – открывается дверь, произносятся фразы, движения – все требует реакции и оценки. Реакцию можно отложить, но тогда это надо оправдать.

Оправдывать надо все. Задавать вопросы обо всем. Тысяча вопросов о персонаже. Почему здесь стоим, сколько времени уходит чтобы поправить помаду, сколько весит сумка с сапогами, соответствует ли оценка тексту, дополняем ли мы партнера, ведется ли внутренний диалог, какой он…

По поводу негатива, и отрицательных оценок. Их желательно не играть, лучше придумать какую-нибудь нейтральную или позитивную. Интерес, удивление, изумление, можно самодовольство или смех. Это сыграет только на руку. Зритель больше сопереживает позитивным героям.

Если мы создаем этюд без режиссера, мы сами можем себя режиссировать. Просто надо почаще останавливаться, обсуждать узлы, оценки. Делать их более естественными, пробовать разные варианты. Начинаем их отлаживать, ищем лучший из способов.

Работа с текстом. Замечали, как мы однотипно звучим, заучив текст? Не тот темпоритм, нет интонационного рисунка. Получается некрасиво. “Все пропало — актеры знают текст”. Текст лучше не зубрить, тем более не надо зубрить интонацию. А лучше вообще прочитать текст с грузинским или эстонским акцентом, можно пропеть как частушку. Тогда на сцене в момент исполнения, будучи в образе или самим собой в обстоятельствах, мы становимся органичными.

В общем, Анатолий Николаевич провел с нами ценную работу и мы стали смотреться гораздо лучше. Это и есть работа режиссера.