Круговой монолог от Галины Шиллер (12.02.18)

Автор Марина Максименко

Цель кругового монолога – создать у зрителя объёмную картинку по определённой теме с помощью разных точек зрения. Уж не знаю, удалось ли это сделать нам, но было жарко и невероятно драйвово.

Прежде, чем зажечь на площадке, необходимо было как следует разогреться. Начали с погружения в разные эмоции и выражение их через тело. Важно было не просто двигаться, а каждым движением усиливать заданное состояние, искать в теле место, где живёт эта эмоция, и с помощью движений стимулировать её рост. При этом эмоцию необходимо ВЫРАЖАТЬ, то есть выплёскивать наружу, а не зажимать в себе, и не двигаться обыденно, закрепляя тем самым привычные паттерны.

Затем Галя читала нам очень странное стихотворение-скороговорку про белоусых угрей и взвизгивающих змей, а нам нужно было отыгрывать услышанное. При чём не только в лоб (визжать и извиваться), но и выражать своё отношение к услышанному, бросать своё тело в то движение, которое напрашивалось. Важно было соблюдать темпоритм, который задавала Галя. Она по-разному произносила фразы, рассказывая стихотворение по кругу.

Потренировавшись в одиночку, мы стали объединяться в пары, затем в тройки и четвёрки. Необходимо было создавать ансамбль, небольшой сюжет, общую картину, то сплетаясь между собой, то разъединяясь. Это было очень странно)) Галя отметила тех, у кого получалось. Жаль, что я не увидела их в действии.

Следующий этап – переход к монологу. Сначала работали в парах: один человек рассказывал человеческий монолог на заданную тему, а другой отыгрывал. Второй мог выражать абсолютно другое отношение к содержанию монолога, нежели рассказчик. И это даже приветствовалось, так рождался контраст и объём. Потом поделились на тройки. На этот раз один говорил монолог, а двое других, взаимодействуя (только между собой, не трогая автора!), отыгрывали услышанное. Тут тоже было желательно показывать контрастное отношение и разных персонажей. Задача говорящего – рисовать картинку, иначе другим просто непонятно, что показывать. Потом делали то же самое, но меняясь по кругу.

И вот мы перешли непосредственно к круговому монологу. На сцену выходили по 6 человек и вставали в глубокий полукруг, чтобы всех было видно и при этом большая часть сцены оставалась свободной. Далее начинали говорить поочерёдно монолог на заданную тему. Говорили в сторону следующего, но не обращаясь к нему лично. А тот в свою очередь реагировал, как будто бы просто внимательно слушает (но при этом уже придумывая, о чём будет говорить сам). Следующий должен оборвать предыдущего оратора, если чувствует провисание. При этом у него должно быть другое настроение, другой темпоритм и желательно другая точка зрения. Говорит следующий о своём, то есть нельзя продолжать чужую историю. Те, кто уже высказался, начинают существовать на сцене, отыгрывая произносимый текст, как мы и тренировались делать. Последний говорит в зал. Его перебивает уже любой из присутствующих. То бишь начинается хаос. Длина монолога каждого отдельно взятого человека должна отличаться от остальных. Это может быть даже просто какой-то возглас или смех, песня или стихотворение.

Какие ошибки мы допускали:

  • слова-паразиты “знаешь”, “понимаешь”, которые обозначали обращение непосредственно к партнёру, чего быть не должно;
  • боязнь перебить другого (воспитание – не иначе!);
  • боязнь взять инициативу в общем хаосе;
  • одинаковый темпоритм, настроение, взгляд на тему – однообразие;
  • однобокое рассмотрение темы (если тема “Страх” – все говорили про свои страхи, а стоило ещё побыть в роли пугающего, или в роли самого страха, или просто нарисовать зловещую картинку);
  • пустые размышления, вместо картинки.

Несмотря на ошибки, энергию мы качали качественно. На это было интересно смотреть. В этом было интересно участвовать. Хотя лично мне было сложно отыгрывать, потому что слишком большое разнообразие возможностей при наличии стереотипного мышления. Поэтому Галя дала нам накануне и после задание: в домашних условиях проговаривать монологи с разных точек зрения (от лица людей, животных или даже предметов) на любую тему с верой в предлагаемые обстоятельства, прокачивая таким образом необходимый навык воображения и вживания в роль. Как показало это занятие, выполнять домашние задания всё-таки необходимо:)