Темпоритм, монологи-истории на Плотах Е.Вахрамеевой(16.02.18)

Автор Марина Максименко

На этом занятии мы продолжали работать с темпоритмом и телом, учились грамотному мизансценированию, а также потренировались из одного случайного слова создавать целую историю.

Первым делом мы снова “подключились” к телу: осознавали его изнутри и снаружи, меняли позы по его желанию и снова пытались осознать его положение в пространстве. Потом мы сжали всё тело в одну плотную точку, как будто в теле есть некий центр-магнит, притягивающий к себе всю плоть. Сжаться надо было до максимума, при этом наблюдая за своим дыханием. После этого наоборот разворачивались до максимума, вытягивались в звезду и снова наблюдали за дыханием. Затем поочерёдно сжимались (на выдохе) и разжимались (на вдохе). И потом позволили телу самостоятельно выбирать движения на вдохе и выдохе. Но при этом всё-таки нужно было использовать разную этажность. Сначала шло движение, а уже к нему подключалось дыхание.

Следующее задание выполнялось в парах: ведущий произносил какое-нибудь слово или звук, а его партнёр должен был отреагировать телом по первому импульсу, не от головы. То есть при слове “снег” не нужно было выстраивать в голове цепочку “снег-зима-холодно- сделаю вид, что замёрз”. Единственное, что нужно было делать уму в этом упражнении – следить за темпоритмом. Та же задача была и у ведущего. Если партнёр зависал в одной скорости и амплитуде, нужно было сказать ему волшебное слово “темпоритм”. Смена слов происходила тоже с разной скоростью, чтобы партнёр учился и тому, чтобы быстро реагировать, и тому, чтобы продолжать существовать, развивая историю, пока не произойдёт смена.

Поменялись партнёрами и получили новое задание: реагировать на такое же случайное слово некой историей. Учились использовать любое слово как семечку, из которого сперва появляется неузнаваемый росток, и затем он вытягивается, крепнет, обрастает веточками и листьями и в итоге становится понятным слушателю деревцем. Начинать нужно было с мизансцены, а не просто уставившись друг на друга. Немного смущало, когда Лена подходила и слушала историю. Ещё больше смущало, когда она приводила её в пример, как не надо делать:) Но зато максимально эффективно. Так вот: не надо было сочинять историю про нас двоих (как ты мог! и т.п.), нужно было говорить о неком случае из жизни (ведь на Плотах ни у кого и ни с кем нет общих историй). Плюс к этому в истории должно было быть как можно больше деталей и конкретики, и уложить её нужно было в 45 секунд, затем меняться ролями.

Затем мы снова поменялись партнёрами и усложнили задачу: человеку, который говорил случайное слово, необходимо было внимательно выслушать историю и задать вопрос “в глубину”, чтобы он зацепил или как-то затронул рассказчика. Вместо ответа – менялись ролями. На пятой истории я заметила, что они у меня получаются немного однотипными – радужные ожидания, разбитые мечты. Интересно, какие ещё варианты можно было использовать?

После этого начались групповые задания, очень зрелищные:) Но прежде мы две минуты извлекали звуки из окружавшего нас пространства: шуршали ногами по ковролину, водили ладонями по стене, стучали по стулу и т.д. Нужно было извлечь как можно больше звуков. Затем выходили на сцену по 5 человек, Лена давала хлопок, а нам нужно было, поочерёдно вступая, ритмично создавать какие-то звуки, можно голосом, можно предметом, можно полом/стенами и т.п. Что было важно в этом упражнении:

  • контакт с партнёрами, единый темп,
  • быть эмоционально наполненными,
  • использовать предметы оправданно (почему он у тебя в руках? что было до этого?),
  • взаимодействовать, строить отношения на сцене,
  • мизансценирование,
  • менять ритм и способ извлечения звуков,
  • меняться самим (должно быть изменение эмоций!), сонастраиваться друг с другом,
  • развитие, кульминация, финал.

Было здорово наблюдать, как нескладный ансамбль превращался в слаженное взаимодействие, в общую историю, в которой участвовали все пять человек. Ребята так увлекались, что начинали кайфовать и передавать этот кайф зрителям. В общем, это был не просто оркестр.

Следующее упражнение было посвящено мизансценированию. Лена напомнила основные принципы, показала примеры “красивой” мизансцены с разным количеством людей, но не смогла показать пример некрасивой мизансцены, что с успехом сделали мы сами. Упражнение заключалось в том, чтобы находясь в оправданном молчании в четвёрках постоянно менять мизансцену, строя некий сюжет и не забывая менять темпоритм (амплитуду и скорость движений). При чём не только свой, но и темпоритм всего действия в целом. Тут тоже крайне необходим был контакт с партнёрами. Использовать можно было как бытовые, так и небытовые движения, но все они должны были отталкиваться не от ума, а от эмоционального импульса. Иногда вырисовывались весьма интересные истории, абсурдные, приковывающие взгляд. Но часто получалась суета, мельтешня и разрозненность. Лена показала, ещё раз, как можно делать широкую амплитуду на медленной скорости, как делать акценты с помощью изменения темпоритма, и это действительно приковывало взгляд. Нескольким последним командам Лена включала музыку в начале выполнения задания, а потом выключала. И дополнительной задачей было – сохранить энергию, созданную на музыке.

Какие мы делали ошибки:

  • одинаковый темпоритм,
  • суетливость, мельтешение,
  • грязное мизансценирование (в т.ч. слипание в одну кучу),
  • пантомима, движения от ума,
  • неверие в происходящие (игрались, а не играли),
  • провисание, потеря энергии.

После этого мы перешли к Плотам, чтобы применить в нём полученные навыки использования темпоритма, создания историй и мизансценирования. К сожалению, эту часть я снова пропустила. На прощание я спонтанно обняла Лену. И только потом опомнилась – мой ум такого мне бы не позволил. А значит вечер для меня прошёл плодотворно, и я научилась действовать не от головы, а от эмоционального импульса:) Спасибо за ещё одно насыщенное занятие!