Лабиринт с Еленой Вахрамеевой (09.03.18)

Автор Марина Максименко

Это занятие было для меня настоящим испытанием. Хотя я погрузилась в него только по щиколотку, максимум – по колено. Погружение в собственные страхи вызывает сильное сопротивление, срабатывают внутренние предохранители.

Практически сразу перешли к разминке – без лишних слов. Первым делом прочувствовали своё тело, как оно давит на стул, а стул на пол и т.д. Определи степень тяжести своего тела по 10-бальной шкале. Потом начали постепенно снижать вес, представлять себя пуховой подушкой или мыльным пузырём. Интересно было наблюдать, как при этом расправляются все конечности, спина, каким становится дыхание. Потом мы превратились в тонкий листик на ветру, отдавшийся воле воздушных потоков. Упали на песок и перевоплотились в змей. Весь пол кишел пёстрыми, холодными сородичами. Безопасными друг для друга. Ползали, зарываясь в песок, и выбираясь наружу. Вернувшись в человеческий облик, мы попали в замок. Нам нужно было рассмотреть его в деталях, создать в своём воображении как можно больше этих деталей. Взаимодействовать с предметами. Что-то должно было вызывать восторг, что-то отвращение и т.д.. Потом мы подошли к магическому зеркалу, оглядели его, потрогали и прыгнули внутрь.

Падали-падали и упали в пушистые облака, по которым можно было прыгать. Было чудесно и весело, пока облака не растаяли. Мы очутились в холодной темнице без возможности убежать и даже двигаться. А перед нами стоял человек с дубинкой в руке. Он начал избиение. Вот в это совсем не хотелось верить. Я реагировала на предполагаемые удары, но совершенно не хотелось испытывать боль и страх по этому поводу. Избиение продолжалось до тех пор, пока мы не оказывались обездвижены болью. Мы лежали на полу, одновременно и находясь в этом положении и наблюдая за ним со стороны. В какой-то момент тело распалось на мельчайшие частицы (пуххх!), осталось только сознание. Мы побыли немного в этом состоянии небытия, после чего мельчайшие частицы нашего тела вновь собрались, но уже в другое тело – в тело животного. Оно очутилось в том же замке, но смотрело на него уже иначе, подмечало другие детали, интересовалось другими предметами, имело другие цели. Вот это было совсем для меня сложно: одновременно воображать себя животным и то, как оно смотрит на воображаемую обстановку, да ещё и на других животных, которых мы тоже разглядывали. И тут начал опускаться потолок. Мы пытались убежать или спрятаться, пока он не достиг наших спин. Мы удерживали его, а потом общим усилием оттолкнули обратно вверх. Ура!

Дальше мы вернулись в своё тело и очутились на краю пропасти, которую могли перепрыгнуть, но не перешагнуть. По хлопку надо было раскачаться, настроиться и перепрыгнуть. Ключевым моментом было не преодоление, а момент совершения самого действия, точка начала действия. Лично у меня воображение уже не то, что в детстве, поэтому я не испытала страха перед пропастью. А кто-то долго решался и долго приходил в себя. Потом пропасть расширилась, а у нас появился мотив её перепрыгнуть (либо от чего-то спасаясь, либо куда-то стремясь). Перепрыгнули! Очень важно при этом всём следить за реальной безопасностью – не прыгать в носках (скользко!) и на своих прыгающих товарищей.

Потом мы проделали 5 шагов к своей цели, сосредотачиваясь на накоплении и наборе энергии перед каждым новым шагом, и с пятым шагом достигли её. Люблю это упражнение:) Ну и началось…

Мы расселись у дальней стены зала, Лена включила зловещую музыку, которая создавала атмосферу обречённости, и поочерёдно указывала на того, кому нужно отправиться в Лабиринт Страха. Опять же должна была быть сильная мотивация, чтобы несмотря ни на что постоянно двигаться к цели, а не тратить время на оплакивание своего положения, зависая в страданиях (от этого падала энергия). Заранее придумывать ловушки было нельзя, нужно было пользоваться тем, что подсовывает воображение. Прежде, чем войти, необходимо в деталях представить себе вход. Всего минут 10-15 занимало это путешествие (по собственному ощущению времени), в середине которого каждый из нас терял одну из своих конечностей. Лена предоставила нам выбор: сможем мы выйти или умрём в Лабиринте. При чём это решение у многих поменялось в процессе прохождения испытаний. Я столкнулась с тем, что мой мотив мешал моему воображению, блокировал способность мыслить. Потому что страх неудачи был слишком сильный – потеря близкого. Этот страх существует реально. В голову приходили в основном ловушки из фильма про Индиану Джонса, а не мои личные (хотя я всегда думала, что их у меня больше, чем достаточно). И всякие мерзости, типа, кишащих жуков, змей, зловонного озера, в которое надо было нырять, – не вызывали страха или отвращения – не до нежностей. Страшно было где-то застрять, задохнуться, утонуть – короче говоря, умереть и не дойти до цели. И это так пугало, что застряв уже на выходе из лабиринта я реально разрыдалась. И ещё больше разрыдалась от облегчения, когда выбралась. А вообще приходилось прилагать усилия, чтобы снова бросать себя из тренировочного зала в Лабиринт.

Наблюдать за другими тоже оказалось для меня непросто. Люди искренне страдали, кричали и плакали. Поначалу я даже представляла себе, как из них хлещет кровь после потери конечности, но перестала так делать из-за подступающей дурноты. Короче, ждала с нетерпением, когда все пройдут.

Потом мы разбились по парам и встали напротив друг друга, образуя внутренний и внешний круг. Мы крепко обнялись, потом сделали шаг в сторону, поменяв партнёров, встали друг к другу спиной и опёрлись друг на друга, доверив свой вес и прочувствовав поддержку партнёра. Затем снова шаг в сторону и снова обнимашки со следующим человеком и т.д., пока не вернулись к первому. В этой же паре один человек вставал спиной к другому, а другой, растерев до тепла ладошки, несколько раз проводил руками от макушки до пят, как бы снимая всю мерзость и страхи, через которые пришлось пройти за это занятие. Потом клал одну ладонь на грудь, а другую – между лопаток. Было очень тепло и приятно. Прекрасное утешительное упражнение.

Многое из этого тренажа можно почерпнуть для игры на сцене:

  • вера в предлагаемые обстоятельства;
  • погружение в эмоции с одновременным наблюдением себя со стороны, чтобы в них не утонуть;
  • постоянное движение к цели без зависания в своих переживаниях;
  • обоснованная и сильная мотивация;
  • зная наперёд, что будет дальше, не знать этого во время игры;
  • доверие воображению, использование спонтанных идей;
  • работа с воображаемыми предметами;
  • и т.д.

Это было сильно. Даже несмотря на то, что я часто сдерживала себя и малодушно выныривала в реальность. Лена сказала, что все мы были прекрасны в своей искренности. Охотно верю! Спасибо за этот впечатляющий опыт. Домашним заданием было дойти до входной двери дома по воображаемому Лабиринту Радости. Получилось:)