Плоты. Тренаж с Михаилом Костровым (16.03.18)

Плоты. Тренаж с Михаилом Костровым (16.03.18)

Это было наше первое практическое занятие с Мишей. В сравнении с ним – занятия из курса жестокости показались мне душевными вечерами.

Дело было не в том, что мы делали, а в самом подходе преподавания. Скажу честно – мне было очень некомфортно и даже страшновато. Потому что Миша: а) проницательный; б) непредсказуемый; в) жёсткий. В любую минуту моя тонкая душевная организация могла получить травму. Но появилась надежда, что в результате таких занятий она, наконец, окрепнет и станет чуть толще.

На нашем занятии присутствовали два стажёра, и в этом смысле нам повезло, поскольку Миша сразу объяснял им, на что нацелены его задания и в чём наша слабая сторона. Так что нам тоже было понятно, что, зачем и почему. Занятие он начал сразу же с Плотов, чтобы примерно оценить уровень группы. После двух Плотов стало ясно, над чем надо работать. Миша по ходу занятия определял, какое упражнение необходимо дать следующим. Мы прокачивали внимание к партнёру, осознанное владение телом, умение фиксироваться на чём-либо (некая позиция, идея фикс, система ценностей персонажа), что в свою очередь порождало в нас энергию.

Непосредственное занятие началось с разминки. Помимо прочего, делали одно необычное упражнение. Мы стояли, вытянув перед собой руку и сосредоточив внимание на подушечке среднего пальца. Постепенно мышцы начинали ныть, а рука как будто наливалась свинцом. И когда уже было невмоготу удерживать её навесу, мы эти ощущения переносили в подушечку среднего пальца, освобождая и облегчая руку, а затем как будто соединяли подушечку с “третьим глазом” невидимой нитью, получая тем самым бесконечный ресурс для удерживания руки. Миша прокомментировал, что актёр должен уметь переводить боль в источник силы.

Затем мы прислушались к своему эмоциональному состоянию, определили, в каких частях тела оно ощущается и где “живёт”, какой образ оно порождает в нашем воображении, а после нашей задачей было расположить своё тело в пространстве таким образом, чтобы это состояние полностью поглотило нас. Эта поза должна была быть слегка подвижной, как будто бы мы устраивались поудобнее в этом состоянии, чтобы полностью совпасть с его невидимыми изгибами и формами. И вот, наполнившись этим состоянием, мы меняли его на прямо противоположное. Соответственно, менялась и поза. А затем мы переходили в промежуточное состояние, которое рождалось в результате противостояния двух предыдущих. Так получался внутренний конфликт, который является огромным источником энергии. И затем мы плавно “перемещались” по точкам этого треугольника, погружаясь поочерёдно в каждое состояние. Важно было именно перемещаться, а не сбрасывать их. Моим промежуточным состоянием была надежда, которая никак у меня с конфликтом не ассоциируется. Как пояснил Миша – конфликт необязательно является агрессивным проявлением. Конфликт – это стремление к балансу, наполнение пустоты, сама жизнь.

После этого мы учились фиксации. Нам нужно было придумать идею фикс, наполниться ею, а затем по хлопку начать действовать и моноложить из этого состояния. Первая попытка была провальной, поскольку мы стали много болтать, растрачивая энергию. Слова должны были вырываться сами по себе, как если бы мы бормотали что-то наедине с собой, будучи сильно возбуждёнными. Вторая попытка тоже была провальной, поскольку вместо болтовни мы стали делать много лишних движений, опять же растрачивая энергию. Тогда Миша сказал, что пока это задание нам делать рановато и требуется вернуться к истокам.

Упражнение, призванное подготовить нас к предыдущему заданию, заключалось в следующем: очень медленно двигать какой-то одной частью тела или лица, затем другой (только не одновременно) и при этом осознавать каждое движение. Осознанность в движениях отбрасывает лишнее мельтешение, действия становятся лаконичными, отточенными. Я заметила, что после выполнения этого задания я даже собственные мысли начала осознавать, отбрасывая всё лишнее. Это очень круто! И хоть это простое упражнение, за его выполнением очень интересно наблюдать. Движения как будто наполнены смыслом и предшествуют какому-то важному событию.

Затем мы поделились на пары и выполняли осознанные движения по очереди, при этом не контактируя, но держа партнёра в поле зрения. Движения бытовые, чтобы вырисовывалась приближённая к жизни ситуация. И вот мы вернулись к упражнению на фиксацию. Теперь всё получилось! На этот раз каждое новое движение усиливало эмоцию. Мне даже пришлось её сменить, поскольку долго находиться на пике одной эмоции невозможно.

И наконец, мы поделились на пары и начали играть Плот на двоих, будучи зафиксированы каждый на своём. Мы на собственном опыте убедились, насколько взаимодействие в таком состоянии усиливает энергию.

Помимо практической части, в течение занятия Миша давал много пояснений. Конспект основных тезисов от моей одногруппницы Ани:

1. Внимание, внимание и еще раз внимание!;
2. Партнер в приоритете;
3. Пока партнер не дал событие, не перебивать и не фальшивить по телу (никакой лишней суеты, все движения осознанны);
4. Сразу начинать с события, никаких пространных монологов;
5. Действие должно быть концентрированным;
6. Природа ожидания гораздо интереснее, чем лишние движения;
7. Владеть статикой – владеть формой!;
8. Актер живет между событием и реакцией. Это поле действия, на котором вы либо победитель. либо проигравший;
9. Событие делает реакция, а не наоборот;
10. От события до реакции 2 секунды;
11. Прежде чем начать, дать оценку того, что было до игры (до хлопка);
12. Оценка определяет отношение к событию;
13. Хотеть! И двигаться к цели наикратчайшим путем;
14. Не быть тем, кто ты в жизни;
15. Не перекладывать ответственность на партнера;
16. Если акте вне эмоционального состояния. он не может работать с сигналами;
17. Сразу выставлять полярность и понимать, как и к кому вы относитесь;
18. Отношение к своему персонажу – база игры. Через отношение к себе проявляется и отношение к другим;
19. Идеология оправдывает любую х*йню;
20. Иметь систему ценностей и сразу заявлять о ней;
21. Правилам нужно следовать тогда, когда все в жопе;
22. Не констатировать очевидное;
23. Нет ничего хуже и неинтереснее, чем обычный человек;
24. Не дайте самолету в своей голове улететь!!!! (идти до конца, даже если провал кажется очевидным, пока самолёт в голове улетает, наш самолёт ждёт на взлётной полосе – прим.авт.);
25. Любой персонаж – это добавление вас настоящего, но не замена;
26. Противостояние Эго и Альтер эго порождает нечто третье. Легко играть внутренний конфликт.Любой персонаж порождается конфликтом;
27. КОНФЛИКТ – движение к восстановлению баланса, сохранение жизни, восполнение пустоты;
28. Любой персонаж – это фиксация. Ключ к персонажу – его фиксация. Идеология – это тоже фиксация;
29. ВСЕГДА иметь идею фикс, быть зафиксированным. Это станет источником энергии;
30. Можно идти от персонажа к фиксации, или от фиксации к персонажу!

Осталось впечатление, что игры закончились, и за нас взялись по-взрослому, чтобы сделать актёров, достойных “Чёрного Квадрата”. Я осознала, насколько близка к нулю в актёрском мастерстве, как дитё неразумное. Зато теперь я предвкушаю свой рост, и это сильно мотивирует продолжать обучение. Миша снится мне две ночи подряд, где пристально наблюдает за моей импровизацией (в прошлом сне я играла трудовика, который потерял своих учеников и тщетно пытается найти). Не удивлюсь, если и сегодня приснится. Благодарю за насыщенное занятие, сильные впечатления и новые перспективы!