Сценическое внимание. В. Тагвей (Общий отчет о занятиях трех групп 1 курса) 26.03.2018

Автор Анастасия Гостева

С первых занятий студийцы ЧК слышат фразу: “Внимание управляет реальностью”. Это действительно так, но настоящее осознание этой истины приходит не сразу. Давайте попробуем понять, почему же именно внимание так важно для актерской деятельности.

Начнем с теории. 15 минут, чтобы разложить по полочкам суть того, что на практике актеру приходится отрабатывать годами. 

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. (Википедия).

Сценическое внимание отличается от «обычного» наличием ярко выраженной фантазии. Оно помогает актёру развить чувство веры в предлагаемые обстоятельства.

Существуют 3 основных круга внимания:

  1. Малый круг – пространство на расстоянии вытянутой руки. Ваша “зона комфорта”, ваши телесные ощущения, а так же то, что происходит внутри вас (ваши мысли, эмоции, чувства и оценка происходящего).
  2. Средний круг – комнаты, часть зала, аудитории. Часть пространства, которую получается охватить «одним взглядом».
  3. Дальний (большой) круг – большой зал, площадь, улица за окном аудитории.

Слишком сильно сконцентрировавшись на каком-то одном круге внимания, сложно сохранить адекватное восприятие других. Чаще всего человек просто теряет контроль. Например, если зал реагирует смехом или аплодисментами, а актеры не держат в поле внимания “дальний круг”, они продолжают играть, не сделав паузу, из-за чего часть текста не слышна зрителю, который аплодирует. Поэтому очень важно развивать умение быстро переключаться между тремя кругами внимания и держать их под контролем одновременно, то есть рассредоточивать внимание.

Внимание бывает внешним – направленным на происходящее в окружающем мире и внутренним – сосредоточенным на свои мысли, фантазии, ощущения, эмоции и чувства.

Внимание бодрствующего человека так или иначе постоянно чем-то занято, даже, когда мы отдыхаем (не имеется ввиду спим), наше внимание работает без волевого усилия – это непроизвольное внимание. Мы реагируем на температуру воздуха, прикосновение одежды к коже, неудобную позу, внешние звуки, яркую, привлекающую взгляд картинку и т.д. Это неосознанное, незрелое внимание, которое свойственно детям. Таким вниманием управляет непроизвольный интерес. Вот что-то «привлекло внимание», а оно в «ту степь» и убежало. Здесь нет ответственности, контроля, волевого усилия. Если у взрослого преобладает такое внимание – он как ребенок, его легко отвлечь от дела «конфетой в яркой обложке». Кто пробовал переключать внимание детей – тот знает.

Произвольное внимание возникает только тогда, когда мы целенаправленно концентрируемся на том или ином объекте, действии (запоминаем стихотворение, читаем книгу и т.д.). Такое внимание осознанное, требует волевого усилия.

Своё внимание можно и нужно развивать постоянно.

Характеристики (качества) внимания:

– концентрация (усилие)

– объем

– устойчивость

– переключаемость

– распределение

Концентрируясь на конкретном объекте или предмете мы учимся абстрагироваться от внешних раздражителей, отвлекающих нас. Это то усилие, с которым мы сосредотачиваемся на объекте, способность направить весь доступный объем внимания на один объект (например, человека во внешнем мире или же решение задачки по математики или создание картинки при чтении книги во внутреннем).

Упражнения для тренировки:

  1. Запомнить один или несколько образов, находящихся рядом людей (объектов), закрыть глаза, воспроизвести в памяти, открыть глаза и свериться.
  2. Положить в непрозрачный пакет несколько разных вещей и не глядя в него, нащупать их по очереди, стараясь в точности вспомнить, как они выглядят и из чего состоят.
  3. Запомнить определенные запахи (разных цветов, своей кожи, шампуня любимого человека, специй и т.д.), постараться воспроизвести эти запахи в своей памяти.

 

Объем внимания (луч внимания) – то, сколько объектов мы можем удерживать во внимании или какое количество действий выполнять одновременно, – формирует в нас многозадачность и создает ощущение целостности картинки.

Упражнения для тренировки:

  1. Читая стихотворение (вслух и наизусть), параллельно считайте спички. Сверьтесь, совпало ли количество.
  2. Отработайте какое-то повторяющееся движение до автоматизма (например, открыть коробку с карандашами, достать один и начать рисовать, вернуть карандаш на место, повторить тот же круг), параллельно ваш напарник даёт вам не сложные математические задачи (2+4-1+7-2+8), а вам в уме необходимо решить их, не прерывая выполнение первого действия.

 

То, насколько долго мы можем удерживать наше внимание на том или ином объекте или теме, называется устойчивостью внимания. Для того, чтобы постоянно удерживать внимание зрителя в фокусе, актеру необходимо всегда быть разнообразным (помним, у зрителя внимание непроизвольное и им управляет интерес). Для того, чтобы актер мог удерживать своё внимание на чем-то или на ком-то длительный промежуток времени и не быть при этом скучным, важно выполнять какие-либо (оправданные) действия с этим предметом или объектом.

Упражнение для тренировки:

  1. Придумайте бытовое действие, которое задействует какой-то предмет (открыть книгу, полистать страницы, закрыть книгу). Отработайте его до автоматизма. После 10-20 раза, вы начнете замечать, что ваш фокус внимания смещается, так как вы потеряли интерес к данному монотонному действию. Для того, чтобы вернуть ваше внимание обратно на предмет, добавьте дополнительные вводные – сосредоточьтесь на том, какой предмет на ощупь, проработайте несколько раз, поменяйте вводную – изучите какого он цвета и т.д.

 

Способность сознательно переключать фокус внимания между объектами или деятельностью с разным темпоритмом называется переключаемостью внимания.

Упражнение для тренировки:

  1. Выберите несколько простых объектов внимания (минимум три, лучше 4-5). Например, чтение книги, карта напряжений в своем теле (нужно просканировать все тело и понять, где есть напряжения), сколько птиц на ближайших деревьях. Вначале хорошенько сконцентрируйтесь на каждом объекте и запомните это ощущение (в книге нужно найти место, где было прервано чтение, вспомнить смысл и прочитать с пониманием 1-2 предложения; в теле – четко ощутить где есть напряжения; на улице – заново заметить и сосчитать всех птиц). Это будет тем ориентиром качества внимания, которое нужно будет поддерживать в упражнении (пока не будет достигнуто это качество – «переключение внимания» не может быть засчитано). А затем начните переключать внимание с одного объекта на другой, давая себе время «вслушаться/всмотреться» в каждый объект (и достичь нужного качества внимания). Постепенно увеличивайте скорость переключения и найдите свой максимум (при сохранении качества). Работайте в таком режиме 3-5 минут.

 

Так же очень важным фактором внимания является его распределениеспособность одновременно сосредотачиваться на нескольких задачах, возможность выполнять несколько действий параллельно, воспринимать несколько разных объектов. Например, когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате, или слушаем партнера по этюду, отслеживаем свои реакции, думаем наперед «что делать» и считываем реакцию зрителей.

Упражнение для тренировки:

  1. Представьте себя волшебником, который одним взмахом ресниц может дорисовать несуществующую реальность. Дофантазируйте обыденной ситуации неожиданное продолжение (Автобус проезжает мимо билборда у обочины – обычная ситуация. Ваша фантазия дорисовывает картинку – билборд переворачивается на бок и разрезает автобус на 2 части, люди хватаются за сидения, некоторые не успевают схватиться и вываливаются на дорогу, превращаясь тут же в разноцветные резиновые мячики и т.д.)

 

УЗОР ВНИМАНИЯ

Каждый человек уникален и индивидуален по-своему. Каждый обладает своим исключительным узором внимания. Кто-то погружен в свои мысли и не замечает, что происходит вокруг. Кто-то большую часть времени фантазирует, но иногда с опаской оглядывается вокруг – безопасно ли? Кто-то постоянно прислушивается к своему телу. А кто-то переключает внимание с одного на другое. У кого-то внимание цепкое. А у кого-то почти невесомое, порхающее как бабочка с одного на другое. У кого-то внимание вялое или липкое. У кого-то оно игривое и неосознанное. А кто-то владеет своим вниманием как хирург скальпелем. Это и называется узором внимания – индивидуальной особенностью человека, возможностью с той или иной скоростью переключаться с объекта на объект, способностью концентрироваться и удерживать, склонностью пребывать вниманием в ближнем или среднем круге, в мыслях, переживаниях, фантазиях, целях и задачах и т.д..

Наблюдая за кем-то, мы учимся “примерять на себя” его узор.

Важно не просто смотреть, важно видеть, не просто слушать, а слышать. Подмечать мельчайшие детали и запоминать их, стараясь воспроизвести в памяти через время.

Упражнение для тренировки:

  1. Игра в “Шпиона” – выберите объект для слежки:) и проследите за ним так, чтобы вас не разоблачили, при этом запомнив походку, жесты, звуки, одежду, типаж и т.д. этого человека. Постарайтесь воспроизвести его манеры. Все это определяется узором внимания, является его следствием. Попробуйте на основании внешнего понять, на что этот человек обращает внимание. Оно у него больше внутреннее или внешнее. Цепкое или рассеянное. И т.д.

Если получится за внешними проявлениями сразу «считать» узор внимания – это высший пилотаж. Тогда получится легко идти от внутреннего к внешнему. Будет считан узор – легко проявятся и характерные внешние проявления (походка, жесты и т.д.).

Закончить хочется известной цитатой К. С. Станиславского: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».

Текст: Анастасия Гостева

 

Размышления о природе внимания

(по мотивам занятия В. Тагвея)

Внимание – единственная, пожалуй, сила, которой может управлять человек. Не зря говорят, куда внимание – туда и сила (энергия). На что направлено внимание, то и развивается. Если на что-то не обращать внимание, это «что-то» деградирует и гибнет. Например, если не обращать внимание на цветы в доме – они засохнут. Просто потому, что ты забудешь их полить.

Внимание – это то, что наполняет игру актера жизнью, настоящестью. И этого внимания нужно много. Самым разным процессам внутри и снаружи: телу, мыслям, эмоциям, голосу, партнеру, композиции, мизансцене, зрителям… Понятно, что не всему сразу, но нужно.

Внимание можно прокачать, но процесс этот трудный, болезненный и растягивается на годы. Как и всякое качество, внимание развивается, только если его исчерпывать до дна, а потом давать время на восстановление. Ну, кто тягал железо, тот знает. No pain no gain. Поэтому есть предположение, что внимание важно нагружать 2-3 раза в неделю серьезными занятиями по 2-3 часа. Доводя себя до состояния, когда мысли разбегаются и «сил нет».

Люди разные, и чтобы эффективно использовать особенности своего внимания его придется изучить. Это как кто-то сильный, а кто-то ловкий. Сильному прокачать ловкость чуток нужно, но делать из него жонглера – дурное дело. Поэтому важно понимать какие качества внимания у тебя от природы сильны. На них и строить свою стратегию.

 

– Объем внимания – аналог физической силы.

– Переключаемость, умение распределять – аналог ловкости

– Способность сконцентрироваться, устойчивость – аналог выносливости

 

Хорошо, если объем внимания большой. Можно не морочиться особо и просто научиться правильно распределять имеющийся ресурс.

А вот если объем внимания не особо большой, придется попотеть. Вначале понять, что лучше всего получается из «сферы ловкости». Если есть отличная переключаемость – уже можно жить! Просто постоянно сканировать лучом внимания все ключевые процессы, перебирая их по кругу один за другим и, там где нужно, корректируя. Другой вопрос, надолго ли хватит сил. Этот режим весьма утомляет. Но и выносливость развивает.

Если нет ни объема внимания, ни переключаемости – или развивай их, или стать хорошим актером не получится. Максимум – роль из серии «принеси-подай» или съемки в массовке.

Способность концентрироваться и устойчивость, по идее, есть у каждого человека. Не все умеют ими осознанно управлять. Но неосознанно – легко. Здесь рулит ИНТЕРЕС. Когда интересно, часы пролетают незаметно, вопрос «не могу сконцентрироваться» не появляется – ты весь в интересном/любимом деле. Так что здесь можно косвенно управлять, находя что-то интересное в тех процессах и объектах, на которые должно быть направлено внимание.

Общая рекомендация: ищем самое сильное «качество» внимания и делаем на него ставку. В тренировка больше всего сил уделяем качеству, которое самое слабое. Это узкое горлышко нужно расширить. Все остальные качества развиваем по мере возможности.

Что такое внимание физически? Это какие-то электрические импульсы в мозге, приправленные нейромедиаторами? Быть может. Но для меня внимание – это некая полевая структура. Это просто почувствовать. И непонятно как рассказать. Предлагаю простое упражнение «Я есть внимание». Уверен, кому-то оно поможет лучше понять смысл упражнения с предметом, который нужно «удерживать», «притягивать», «притягиваться к нему», «воплотиться в него, стать им».

Упражнение «Я есть внимание»

Делается последовательно, но шагам. Они все нужны для настройки. Последовательность тоже важна по той же причине – это путешествие по состояниям. На упражнение уйдет всего 2-3 минуты. Будет лучше, если делать его в паре, когда партнер зачитывает что нужно делать (соблюдая тайминг).

Окутайте вниманием руки (дать/подождать 5 сек на действие и осознание. Этого достаточно)

Окутайте вниманием все тело. 10 сек

Расфокусируйте зрение, представьте, что у вас «глаза на затылке» и вы видите на 360 градусов. 15 сек

Расфокусируйте слух и одновременно услышьте все звуки вокруг: дыхание других людей, тикание часов, шум на улице… Пусть «щупальца» слуха заполнят все пространство вокруг. 15 сек

Начните слушать мир вокруг (вибрации, дуновения воздуха, звуки) всем телом, всей поверхностью кожи. 15 сек

Представьте, как на вдохе вы расширяетесь и становитесь большим прозрачным шаром нескольких метров диаметром. А на выдохе сдуваетесь до размеров физического тела. 15 сек

Заполните собой (своей аурой, зрением, слухом, ощущениями…) все помещение. Словно вы не только тело физическое, но и тело энергетическое в виде прозрачной дымки, тумана, который заполняет каждую точку пространства вокруг (играйтесь с этим, словно делаете «понарошку»). Попробуйте пощупать все предметы, стены. Попробуйте увидеть все одновременно. Попробуйте услышать все одновременно. Попробуйте ощутить тактильно все одновременно. Соединяйте все ощущения из предыдущих шагов. Уделите этому 20-30 секунд.

А теперь втяните всего «объемного себя» внутрь тела физического. Это как волевое усилие, напряжение где-то в солнечном сплетении. Реально представьте, что все вот эти «внетелесные» ощущения втягиваются под кожу, что весь это «туман» тоже втягивается под кожу. И теперь там, где заканчивается кожа, за этой границей – заканчиваетесь и вы. Подержите это состояние (оно не очень комфортное, требует волевого усилия… у меня это как напряжение в солнечном сплетении выражается) 15-20 секунд.

Расслабьтесь и пусть ваше «тонкое тело» (а это и есть та «полевая структура», которая суть внимание) расширится во все стороны насколько ему нужно. Ощутите его в виде какой-то дымки вокруг, тумана, плотности. 10 сек

Выберите предмет, на котором будете тренировать внимание. И сделайте простое действие. Вот это ощущение «тонкого тела» (то есть, распределенное по всему помещению свое внимание) соберите вокруг предмета. Сконцентрируйте всего себя «вне тела физического» и окутайте собой (вниманием) предмет. Ухватитесь за него этой невидимой частью себя. И держите предмет. Затем тяните к себе. Затем тяните себя к нему. И напоследок проникните вниманием в него, пропитайте предмет до глубин его атомарной структуры, станьте им. 40-60 секунд

 

О кругах внимания

Малый, средний, большой круги – это о внимании внешнем.

Я бы разделил малый круг внешнего внимания (на расстоянии вытянутых рук) и внимание внутреннее, которое в своем теле, эмоциях, мыслях, фантазиях. Все вместе я бы назвал это «ядро».

Обычно внимание современного человека внутри, в «ядре». Причем не в теле, а в мыслях и фантазиях, переживаниях. Смартфон, ноут, мысли на ходу о сложностях и проблемах – всё об этом.

Отсюда вывод о необходимости научиться уделять внимание телу и поработать с внешним вниманием.

Для развития телесного внимания есть различные телесные практики. Начиная от наблюдения за своим дыханием, занятия спортом, танцами или оздоровительными практиками, заканчивая телесно-ориентированной терапией. И здесь добиться результата можно только через регулярные (2-3 раза в неделю) занятия.

Внешнее внимание – это тот тип внимания, который быстро включается в условиях враждебной окружающей среды. И который почти атрофировался у городских жителей, включаясь лишь при переходе через дорогу или прогулках в темноте. Какие профессии и сферы деятельности требуют развития этого внимания? Охранники, телохранители, органы правопорядка и преступники. Думаю, понятно с кого можно снимать матрицу узора внимания.

А вот наушники из ушей нужно выдернуть. Это развивает аутизм и убивает внешнее внимание. Человек, которому не интересен мир вокруг во всех его проявлениях – кто угодно, но не актер.

Упражнение «Телохранитель»

В транспорте, в помещении с людьми (ресторан, например).

Выбираешь себе объект для защиты.

И сканируешь всех людей вокруг на предмет враждебного отношения к этому человеку или просто на внимание к нему.

Сканирование – процесс последовательного переключение кругов внимания (по отношению к объекту). Малый, средний и даже большой, снова малый, средний и т.д. Чем меньше круг, тем концентрированнее, цепче внимание (замечаем мимику, жесты, одежду людей, предметы в руках и карманах). Средний круг – лица, позы, скорость перемещения, слишком «неприметные» люди и особо заметные. Взгляд перемещается по сходящейся или расходящейся спирали. Большой круг – больше периферическое зрение «в целом» работает.

Хорошо делать в паре. Один телохранитель, другой – дает команды по переключению внимания или же задает вопросы. Например, раз в минуту телохранитель закрывает глаза, а ведущий задает вопросы. Например, сколько человек стоит возле ларька (большой круг внимания). Или какого цвета волосы у собеседника объекта? Хотя, эти же вопросы можно и себе задавать.

P.S: здесь я поделился своими личными наблюдениями, знаниями и размышлениями. Уверенности, что всё именно так и есть, у меня нет. Зачем тогда написал? У меня это дело работает. А для тебя это может быть интересной подсказкой, поводом для исследования. В добрый путь!

Текст: Андрей Бережанский