То, что пропитывает камни («Атмосфера» с Г. Шиллер, 3.04.18)

Автор Андрей Бережанский

Атмосфера создается людьми. Достаточно одного энергетически сильного, эмоционально заряженного человека, чтобы создать нужную атмосферу. Можно назвать и другим словом: фэн-шуй, настроение, аура. Но если сильный человек действует, он может стать тем ядром, вокруг которого будет создана атмосфера. Он же и задаст ее основные характеристики. И другие люди будут подпитывать то, что уже создано.

Атмосфера создается людьми и со временем пропитывает камни.

Актер на сцене – создает атмосферу. Зал – следует за ним (если актер будет достаточно силен и убедителен). И будет создана та атмосфера, которая нужна: торжественности, страха и паники, безудержного веселья…

Лектор за трибуной – создает атмосферу. Или унылого слушания, или искреннего интереса и любопытства. Аудитория та же, студенты – те же. Просто человек другой за трибуной. Или в другом, более сильном энергетическом состоянии.

Организаторы вечеринки – создают атмосферу. Спокойную и расслабленную, или искрящуюся радостью, или “хотели корпоратив? радуйтесь теперь!”.

Участники создают атмосферу 100%. Человеческая масса сильнее одного человека. Именно поэтому важно перед спектаклем настроить зрителя на слушание, восприятие и следование за действом, проживание того, что на сцене. Это начинается еще тогда, когда люди платят за билет и тем самым соглашаются с правилами поведения в зале. Продолжается, когда перед спектаклем звучит определенная музыка, все ожидают начала, а сотрудники театра на входе уже «звучат» определенным образом. Иначе актеры могут с этой толпой не справиться.

Атмосфера пропитывает материальные вещи, стены и пол домов, квартир, дворцов, соборов… Чтобы ее ощутить, нужно настроиться на восприятие. У людей тонко чувствующих и со слабой волей (энергетикой) выбора не остается – атмосфера завладевает ими. В музее они будут тихими, на похоронах – печальными и унылыми.

Человек может сохранять внутри свою атмосферу и не давать проникнуть в себя атмосфере места. Но это борьба и она требует сил. Есть более хитрый способ работать с атмосферой. Нужно понимать, что в каждой точке пространства существуют самые разные атмосферы, точно так же, как радиоволны от самых разных радиостанций. И нужно лишь поймать нужную волну.

В старом доме с привидениями можно настроиться на ужасы и мистику, скрипучий пол, дыхание за спиной, мороз по коже и волосы дыбом на затылке. А можно словить волну «планеты Земля» и ощутить опору под ногами, гравитацию, движение тектонических плит, незыблемость тысячелетий. Или можно словить волну «Всё есть Бог». А в чем его нет? Да, Бог есть во всем. И даже в скрипучих полах и эктоплазме привидений.

Кто сильнее – атмосфера места или атмосфера, созданная людьми (группой туристов, например)? Вопрос неоднозначный. Зависит и от места (сколько оно впитало в себя чувств и эмоций людей), и от людей (что за люди, насколько они сильны энергетически, как долго они пробудут в этом месте).

Но сильные места попадаются нам не так уж и часто. Поэтому почти всегда ту атмосферу, что мы ощущаем, создают окружающие нас люди своим впечатлением и своим отношением. Любые декорации так и останутся подкрашенными кусками фанеры, если у актеров не будет внутренней работы. Если их вера и воображение не превратятся в излучение чувств, которые могут воспринять другие люди.

Сама по себе зажженная в темноте свеча не создает атмосферу. Именно люди, для которых эта свеча горит о чем-то, создают атмосферу. Это может быть атмосфера уюта, живого огня, тепла и близости. А может быть атмосферой жутких теней в углах, которых слабые языки пламени не могут удержать. И ужас будет разливаться по комнате, потому что древнее зло проснулось и что ему какая-то свеча? Тьху – и порыв дыхания бездны его задует…

Обнаженное тело и плавные движения не создают атмосферу эротики и вожделения. Что внутри? Уставшая стриптизерша, эмоционально выгоревшая, будет делать все точно так же, технически правильно. Но не будет атмосферы. Ее захотят только люди, для которых ее тело – повод включить свои фантазии и создать атмосферу своими силами. Тот, кто умеет чувствовать эмоции, не обманется ее телодвижениями. Он «считает» с нее настоящую атмосферу – уныния, усталости. И ему неинтересно будет на нее смотреть, энергозатратно.

Так и зрителю в театре неинтересно смотреть на актеров, которые пусты внутри или у них «под кожей» совсем другая атмосфера, чем они хотят изобразить. Да, часть зрителей купится и на это – у них не хватает чувствительности. Но, все же, в театр в большинстве ходят люди, умеющие тонко чувствовать. И их не обманешь.

Повторюсь, потому что это важно. Разные люди могут в одном и том же «атмосферном месте» почувствовать, считать и ощутить совсем разное. Кто-то в музее ощутит величие, кто-то считает страх и отчаяние жертв, которых держали в местных подвалах в далекие 30е годы, кто-то проникнется радостью большой счастливой семьи, для которой этот дом был построен в середине 19го века, кто-то ощутит скуку и унылость работников музея (которые уже пропитали стены своим нытьем на жизнь), а кто-то словит мгновения восторга художников, чьи картины размещены здесь.

Попробуйте переключаться между этими волнами. Ведь кроме той, в которую вы влипаете «на автомате», есть и другие. Новые, интересные, удивительные. Улыбайтесь на похоронах, ведь душа получила свободу. Смейтесь в храме, ведь он проникнут радостью божественного света. Плачьте на свадьбах, ведь кто-то был отвергнут. Нырните в одиночестве на вечеринке, ведь здесь собрались люди, которые лишены близости… Пробуйте разное, но не забывайте про адекватность и личную ответственность )))

 

P.S: Задавайте себе вопрос «Какую еще атмосферу я могу и хочу почувствовать в этом месте?». И оставайтесь на той волне, которая нужна/интересна Вам, а не которую диктуют обстоятельства. Да, это непросто (я на себе это ощущал не раз), но возможно хотя бы на некоторое время.

P.P.S: Как обычно – это мои размышления на тему в связи с занятием «Атмосфера» с Г. Шиллер. Здесь не было пересказа занятия и «утвержденных определений». Надеюсь, удалось передать ощущения и понимание, рожденные жизненным опытом. Чтобы было о чем подумать и с чем поэкспериментировать.

Андрей Бережанский