Конспект двух лекций Анатолия Николаевича Неёлова

Автор Дарья Батозская

Друзья, так как часть из нас пропустила 1-ю лекцию Анатолия Николвевича из-за отъездов к родным на Пасху, а вторую  из-за майских праздников, делюсь конспектом двух лекций. Это азы, без которых мы просто не сможем двигаться дальше. Учим, как Отче наш )

Импровизация это создание произведения в момент его исполнения, искусство управления случаем, который человек подчиняете себе на пользу.

Есть цель есть повод для импровизации.

Виды импровизации:

  • грязная (структурная)
  • чистая (хаосная)

Искусство импровизации целенаправленный и осознанный выбор оптимального поведения в ситуациях кризисного человеческого общения.

❗Эмоции от чувств отличаются длительностью: эмоции не длятся дольше суток. Ночь фильтр для эмоций. А чувства живут в нас дольше. Подтверждает это народная мудрость: “Утро вечера мудренее”, “Нужно с этой мыслью переспать”…

‼Искусство от жизни отличается концентрацией/плотностью событий. Жизнь – театр, а люди в нем актёры. Вопрос в том, играете вы или играют вас.

Роли в театре:

  • актёр,
  • режиссёр,
  • сценарист (драматург).

Что важно для актёра

1. Инструменты

  • тело,
  • голос,
  • внутренняя речь.

Существует:

А. Крупный план лицо, интимная дистанция.

Тот, кто войдет в крупный план – с ним испытаешь родственные чувства. Объясняет это закон оптики: угол падения равен углу отражения.

Б. Средний план детали и зумирование.

Харизматичен тот, кто хорошо управляет деталями, то есть средним планом.

сценическое внимание

2. Внимание

Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Внимание – один из столпов актерского мастерства.

Круги внимания:

  • малый круг внимания: актер + зона на расстоянии вытянутой руки
  • средний круг внимания: актер + партнер
  • большой круг внимания: актер + вся сцена + зрительный зал.

Умение переключаться с одного круга внимания на другой  адекватность актёра.

3. Вера

Она безусловная. Не требует доказательств. Если есть доказательства – это не вера, это доверие. Правда  это то, во что вы верите.

4. Воображение

Базируется на опыте. Бывает:

  • опыт личный – 80%
  • опыт наблюдающего – 15%
  • опыт косвенный – 5%

Что важно для драматурга

1. Сюжет  последовательность событий и реакций на события.

Существует 5 реакций:

  • согласие/положительная реакция
  • несогласие/негативная реакция
  • неопределенный ответ
  • отсутствие оценки
  • забирание инициативы/встречный вопрос

Зигфрид Кракауэр утверждает, что существует всего 36 разных сюжетов. Во всех произведениях они повторяются.

2. Жанр/способ

“Признаваться в любви надо так, как этого хочет другой человек, а не так, как хочешь ты” (С)

3. Идея/тема

Тема – это объект (то, что хотите сказать зрителю другими словами).

Идея – это то, с чем уйдёт человек после спектакля, с каким психо-эмоциональном состоянием.

❗Не нужно, чтобы с идеями носились по сцене, нужно чтобы с идеями уходили. (С)

Что важно для режиссера

1. Характер

Состоит из нескольких элементов, не существует, если хотя бы одного из них нет:

✅ ум = эрудиция+интеллект+интуиция

  • интеллект – способность СОЗНАТЕЛЬНО пользоваться опытом
  • интуицияспособность ПОДСОЗНАТЕЛЬНО пользоваться опытом

❗Импровизация стирает грань между интеллектом и интуицией.

✅ сила воли – способность выполнять принятые разумом решения (её производная – дисциплина)

✅ смелость – способность двигаться к намеченной цели, несмотря ни на что

✅ трудолюбие – способность выполнять повторяющиеся операции с максимальным успехом и удовольствием, умение получать удовольствие от процесса, который не приносит удовольствие

❗Меркантильность (душевная скупость) убивает трудолюбие.

‼Превратить работу в игру – взрастить трудолюбие.

2. Темпоритм

❗Главное правило: Темпоритм должен быть. Не должно быть монотонности/метрономности.

‼«Чё-то не понравилось» – неосознанно плохое впечатление от любого монотонного произведения.

❗❗❗Золотое сечение темпоритма придумал Аристотель для художественных произведений:

  1. Пролог/Завязка: Кто, Где, Чего хотят герои (5-10%)
  2. Основная часть: герои движутся к цели, меняя способы преодоления препятствий (> 50%)
  3. Кульминация: принятие окончательного решения (1/2 от пролога. Если больше, то зритель теряет интерес)
  4. Эпилог/Развязка (остаточная часть)

Если эти пропорции не соблюдены, то неосознанно появляется плохое впечатление от произведения.

3. Голос

Главные характеристики: техника речи и смысл речи

🔴Техника речи

  1. Звук

Его параметры:

  • громкость
  • тональность (высокий, низкий)
  • продолжительность/длительность
  • тембр – индивидуальная характеристика голоса.

❗Когда звуки складываются в слова, появляется 5-й параметр  – ТЕМПОРИТМ.

‼ Когда слова складываются в предложения, появляется 6-й параметр – ИНТОНАЦИЯ.

Станиславский сказал: «Слово несет смысл, интонация несет отношение».

🔵Смысл речи

Диалог – основа любого произведения.

Монолог – диалог с самим собой.

Действия бывают:

  • физические
  • словесные
  • комбинированные
  • внутренние (выражается через тело или голос)

Станиславский сказал: «Хочешь наладить действие, найди партнера».

Законы моносуществования на сцене

Партнером при моносуществовании на сцене может быть:

  1. Зритель
  2. Ты сам
  3. Воображаемый партнер
  4. Абстрактный и в то же время конкретный партнер (Бог, Дьявол, Судьба…)
  5. Предмет
  6. Стихия

❗Эффективность моносуществования прямопропорциональна количеству и смене партнеров.

❗❗Диалог – система вопросов и ответов.

Виды вопросов:

  1. Простой (да, нет) На сцене избегайте их и заменяйте: да – конечно, нет – с какой стати?
  2. Информационный (при ответе на который человек дает информацию)
  3. Альтернативный (Будешь чай или кофе?) На сленге «Неславянский»: мы выбираем из двух зол, а нужно выбирать нужно третье. Нужно выбрать вариант за рамками.
  4. Сложносочиненный – вопрос «упаковки», подачи
  5. Ситуационный/ситуативный. Их проблема: каждый опирается на свой опыт, а он у всех разный. Хороший способ изменить точку зрения.
  6. Провокационный: провоцирует на эмоции, положительные или отрицательные. 
  7. Вопрос без вопроса: задали вопрос, потом дали понять, что ответ не принят, стимулируете углублять и расширять ответы. Получается, что дальнейшие ответы получены без вопросов.
  8. Вопрос без смысла: смысл вопросу придает слышащий, а не задающий.

Типы вопросов:

  1. Вширь
  2. Вглубь: каждый последующий вопрос рождается из предыдущего ответа

Виды ответов:

  1. Простой (да, нет)
  2. Информационный
  3. Образный: ответ не своим текстом, а тем, что накопило человечество (цитатой, стихотворением, анекдотом…). Дает ощущение интеллектуального собеседника.

Домашнее задание: Сделайте коллекцию образных ответов и всю жизнь ее пополняйте:

  1. 5 религиозных цитат
  2. 5 четверостиший
  3. 5 отточенных анекдотов
  4. 5 цитат великих личностей
  5. 5 латинских выражений
  6. 5 притч