Конспект двух лекций Анатолия Николаевича Неёлова

Друзья, так как часть из нас пропустила 1-ю лекцию Анатолия Николвевича из-за отъездов к родным на Пасху, а вторую – из-за майских праздников, делюсь конспектом двух лекций. Это азы, без которых мы просто не сможем двигаться дальше. Учим, как Отче наш )
Импровизация – это создание произведения в момент его исполнения, искусство управления случаем, который человек подчиняете себе на пользу.
Есть цель – есть повод для импровизации.
Виды импровизации:
- грязная (структурная)
- чистая (хаосная)
Искусство импровизации – целенаправленный и осознанный выбор оптимального поведения в ситуациях кризисного человеческого общения.
❗Эмоции от чувств отличаются длительностью: эмоции не длятся дольше суток. Ночь – фильтр для эмоций. А чувства живут в нас дольше. Подтверждает это народная мудрость: “Утро вечера мудренее”, “Нужно с этой мыслью переспать”…
‼Искусство от жизни отличается концентрацией/плотностью событий. Жизнь – театр, а люди в нем актёры. Вопрос в том, играете вы или играют вас.
Роли в театре:
- актёр,
- режиссёр,
- сценарист (драматург).
Что важно для актёра
1. Инструменты
- тело,
- голос,
- внутренняя речь.
Существует:
А. Крупный план – лицо, интимная дистанция.
Тот, кто войдет в крупный план – с ним испытаешь родственные чувства. Объясняет это закон оптики: угол падения равен углу отражения.
Б. Средний план – детали и зумирование.
Харизматичен тот, кто хорошо управляет деталями, то есть средним планом.
2. Внимание
Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Внимание – один из столпов актерского мастерства.
Круги внимания:
- малый круг внимания: актер + зона на расстоянии вытянутой руки
- средний круг внимания: актер + партнер
- большой круг внимания: актер + вся сцена + зрительный зал.
Умение переключаться с одного круга внимания на другой – адекватность актёра.
3. Вера
Она безусловная. Не требует доказательств. Если есть доказательства – это не вера, это доверие. Правда – это то, во что вы верите.
4. Воображение
Базируется на опыте. Бывает:
- опыт личный – 80%
- опыт наблюдающего – 15%
- опыт косвенный – 5%
Что важно для драматурга
1. Сюжет – последовательность событий и реакций на события.
Существует 5 реакций:
- согласие/положительная реакция
- несогласие/негативная реакция
- неопределенный ответ
- отсутствие оценки
- забирание инициативы/встречный вопрос
Зигфрид Кракауэр утверждает, что существует всего 36 разных сюжетов. Во всех произведениях они повторяются.
2. Жанр/способ
“Признаваться в любви надо так, как этого хочет другой человек, а не так, как хочешь ты” (С)
3. Идея/тема
Тема – это объект (то, что хотите сказать зрителю другими словами).
Идея – это то, с чем уйдёт человек после спектакля, с каким психо-эмоциональном состоянием.
❗Не нужно, чтобы с идеями носились по сцене, нужно чтобы с идеями уходили. (С)
Что важно для режиссера
1. Характер
Состоит из нескольких элементов, не существует, если хотя бы одного из них нет:
✅ ум = эрудиция+интеллект+интуиция
- интеллект – способность СОЗНАТЕЛЬНО пользоваться опытом
- интуиция – способность ПОДСОЗНАТЕЛЬНО пользоваться опытом
❗Импровизация стирает грань между интеллектом и интуицией.
✅ сила воли – способность выполнять принятые разумом решения (её производная – дисциплина)
✅ смелость – способность двигаться к намеченной цели, несмотря ни на что
✅ трудолюбие – способность выполнять повторяющиеся операции с максимальным успехом и удовольствием, умение получать удовольствие от процесса, который не приносит удовольствие
❗Меркантильность (душевная скупость) убивает трудолюбие.
‼Превратить работу в игру – взрастить трудолюбие.
2. Темпоритм
❗Главное правило: Темпоритм должен быть. Не должно быть монотонности/метрономности.
‼«Чё-то не понравилось» – неосознанно плохое впечатление от любого монотонного произведения.
❗❗❗Золотое сечение темпоритма придумал Аристотель для художественных произведений:
- Пролог/Завязка: Кто, Где, Чего хотят герои (5-10%)
- Основная часть: герои движутся к цели, меняя способы преодоления препятствий (> 50%)
- Кульминация: принятие окончательного решения (1/2 от пролога. Если больше, то зритель теряет интерес)
- Эпилог/Развязка (остаточная часть)
Если эти пропорции не соблюдены, то неосознанно появляется плохое впечатление от произведения.
3. Голос
Главные характеристики: техника речи и смысл речи
🔴Техника речи
- Звук
Его параметры:
- громкость
- тональность (высокий, низкий)
- продолжительность/длительность
- тембр – индивидуальная характеристика голоса.
❗Когда звуки складываются в слова, появляется 5-й параметр – ТЕМПОРИТМ.
‼ Когда слова складываются в предложения, появляется 6-й параметр – ИНТОНАЦИЯ.
Станиславский сказал: «Слово несет смысл, интонация несет отношение».
🔵Смысл речи
Диалог – основа любого произведения.
Монолог – диалог с самим собой.
Действия бывают:
- физические
- словесные
- комбинированные
- внутренние (выражается через тело или голос)
Станиславский сказал: «Хочешь наладить действие, найди партнера».
Законы моносуществования на сцене
Партнером при моносуществовании на сцене может быть:
- Зритель
- Ты сам
- Воображаемый партнер
- Абстрактный и в то же время конкретный партнер (Бог, Дьявол, Судьба…)
- Предмет
- Стихия
❗Эффективность моносуществования прямопропорциональна количеству и смене партнеров.
❗❗Диалог – система вопросов и ответов.
Виды вопросов:
- Простой (да, нет) На сцене избегайте их и заменяйте: да – конечно, нет – с какой стати?
- Информационный (при ответе на который человек дает информацию)
- Альтернативный (Будешь чай или кофе?) На сленге «Неславянский»: мы выбираем из двух зол, а нужно выбирать нужно третье. Нужно выбрать вариант за рамками.
- Сложносочиненный – вопрос «упаковки», подачи
- Ситуационный/ситуативный. Их проблема: каждый опирается на свой опыт, а он у всех разный. Хороший способ изменить точку зрения.
- Провокационный: провоцирует на эмоции, положительные или отрицательные.
- Вопрос без вопроса: задали вопрос, потом дали понять, что ответ не принят, стимулируете углублять и расширять ответы. Получается, что дальнейшие ответы получены без вопросов.
- Вопрос без смысла: смысл вопросу придает слышащий, а не задающий.
Типы вопросов:
- Вширь
- Вглубь: каждый последующий вопрос рождается из предыдущего ответа
Виды ответов:
- Простой (да, нет)
- Информационный
- Образный: ответ не своим текстом, а тем, что накопило человечество (цитатой, стихотворением, анекдотом…). Дает ощущение интеллектуального собеседника.
Домашнее задание: Сделайте коллекцию образных ответов и всю жизнь ее пополняйте:
- 5 религиозных цитат
- 5 четверостиший
- 5 отточенных анекдотов
- 5 цитат великих личностей
- 5 латинских выражений
- 5 притч