Вводные лекции А. Неёлова для 1го курса (апрель 2018)

Автор Андрей Бережанский

Что такое импровизация? Кто такие актеры, драматурги и режиссеры? Голос – один из инструментов актера. Классические две вводные лекции А.Неелова. Много ответов. Огромная плотность информации. Всё в виде тезисов. Брать – и цитировать. Читать и перечитывать! Думать и осмысливать!

Искать истину, а не знать ее!

*** Примечание автора конспекта: Текст грязный, без редактуры! Так что читайте на свой страх и риск 🙂  Но, все же, даже в таком виде здесь есть много чего, о чем стоит вспомнить (если же узнать, то тем более). Полезного чтения! ***

 

Импровизация бывает:

– грязная (структурная: есть «точки», через которые нужно пройти)

– чистая (хаос: плана нет, планы «летят к черту». В основе чистой лежит случай.

Случай – второе имя бога. Бог проявляет себя в виде случайностей)

Случай лежит в основе изменения планов.

Искусство импровизации – ставить случайность себе на пользу.

Жизнь и импровизация не тождественные понятия.

Есть цель – есть импровизация. Это всегда цель. Нет цели – нет импровизации. Цель включает в режим импровизации. Но цель должна быть осознанная.

Осознанность. Насколько осознаем цели. Наши ли они? Социальные? Надо или нет? Или чей это выбор? Чего на само деле хочешь?

Мастерство импровизации – целенаправленный и осознанный выбор оптимального поведения в ситуации кризисного человеческого общения.

Импровизация – создание произведения в момент его исполнения. Произведение создает художник. Воспитание ребенка – может быть произведением. И тарелка борща может быть произведением. Все может быть произведением. Театр – это проявление импровизации.

Искусство импровизации – коммуникация с другими людьми и умение переигрывать их. Весь мир театр – и люди в нем актеры.

Мы все играем роли в театре под названием жизнь. Или играете вы, или играют вас.

Кризис – это не конфликт. Конфликт – столкновение интересов. Если люблю ее, это еще не конфликт. Но уже кризис.

Талант – это хуйня. Это миф, который придумали, чтобы все не лезли на сцену. Актерского таланта не существует. Каждый родился и игровым инстинктом. С ним начинает жизнь. Детям покупают игрушки. Через игру мы познаем мир. Актера нужно кастинговать. А ребенок сыграет все. Ребенка до пяти лет выбирают только по типажу.

Игровой инстинкт закрепощается в детстве. И взрослых учишь через освобождение, а не через обучение.

 

Из чего состоит актер?

-3 -2- 1    0    1  2   3

Драматург – до точки ноль. Подбор материала, контента. Точка ноль – появление актера, появление собеседника, цели. Режиссер находится над ситуацией – это здравый смысл

Стратегию поведения определяет цель, здравый смысл. Актер – существо эмоциональное. Когда эмоции – цель размазывается

 

Актер Режиссер Драматург (сценарист)
1.      Инструмент

2.      Внимание

3.      Вера

4.      Воображение

1.      Характер

2.      Время

3.      Пространство

4.      Темпоритм

1.      Сюжет

2.      Жанр

3.      Тема и идея

АКТЕР

  1. Инструмент. Любая профессия реализуется через инструмент. Инструментом актера является он сам:

– тело (пластика, мимика, жесты)

– голос (речь – часть голоса, речь – артикулируемый звук. В голосе не всегда есть артикуляция)

– внутренняя речь (говорить молча). Нужно играть подтекст, то, что звучит за словами. Наружу 5 фраз, а внутри 25. Поэтому в театре ничего нельзя играть, а нужно жить более интенсивно, чем в жизни.

Как себя проявляет харизма на уровне тела?

В кинематографе 3 плана: крупный (лицо и жест), средний (человек по пояс), общий (человек в полный рост).

Люди общаются на среднем плане обычно.

Крупный – для родных, близких, любимых. К крупному плану относится жест. Тот кажется более обаятельным, магичный, харизматичный – который управляет зуммированием глаза. Кто управляет зуммированием – вызывает интерес и любопытство. В театре – мизансцена. Актер наливает  стакан. Нельзя победить открывающуюся дверь слева. В кино для этого существует монтаж.

Человеческий глаз выдерживает без зуммирования 5 мин +-1 мин (холерик и флегматик). Если долго не происходит зуммирование, мозг продолжает работать, но отключается от внешнего мира. Если эти 5 мин –без зумма – смысл не имеет значения.

Крупный план – интимная зона.

Человек, который в крупный план войдет и это не будет напрягать, к нему испытаешь близкие чувства. Цепляем два бигборда. Политик только на крупном плане выгоден.

Без тела можно выкидывать спектакль.

  1. Внимание (внимание управляет реальностью). Определяет чувство меры.

Я-Я – отношения с самим собой. Точно знаете, что о себе думает. Кто этот человек, что смотрит из зеркала?

Я-Другой – взаимоотношения с другим человеком.

Я-Социум. Как транслируете себя на большую группу людей. Здесь имидж. Каким я себя показываю другим. Я не то, что вы видите. Просто не это.

Умение переключаться с одного круга на другой – дает адекватность месту, времени и ситуации. Спектакль в Мариуполе и Ужгороде – разные спектакли.

Почему нужно смотреть и понимать популярные сериалы типа «Доктор Хаус» или «Игры престолов»? Это культурные пласты цивилизации. Какие сюжеты востребованы на рынке дают понять они.

Доступ к информации. Хаус лучше лечил. Как работало его внимание? У него круги внимания как юла. Внимание должно быть тотальным. Нельзя учиться актерству 4 часа в неделю. Постоянно нужно играть. А еду в такси разными людьми. Играть нужно все время. Если стереть грань играть и жить – зритель будет любить.

  1. Вера. Это единственный инструмент, который не тренируется. Вера работает безусловно. Вера в бога не нужна, когда есть присутствие бога. Если это факт, то он в вере не нуждается. Вера безуслована. Вера работает без доказательств. Остальное – это доверие.

Правдой является то, во что верите. Правды не существует. Есть факты. А есть субъективные переживания. Если человек верит и убеждает, не факт что это не только его правда.

Во что верить? Во что угодно! Вера должна быть безусловна.

Весь мир врет. Все врут. Театр – место, где ложь узаконена. Рождение правды здесь и сейчас – рождает искусство. Ценность сопереживания в том, что должны здесь и сейчас испытать переживание. Настоящая игра не должна быть видна.

  1. Воображение.

Кризис – источник роста. Человек не развивается, если у него все хорошо.

Опыт – личный 80%,  наблюденный 15%, косвенный 5%.

Больше всего у нас косвенного опыта 80%, личного 5%. Мы не так активно действуем. Наша жизнь на 5% заполнена настоящим действием.

Воображение позволяет проживать то, что вы не прожили. Это способ сделать косвенный опыт своим. Нужно представить, прочувствовать, прожить, закрыть глаза и увидеть кино. И когда будете играть – вы им чуть станете.

Чем жизнь от искусства отличается? Искусство – концентрированное. За полтора часа судьба может пройти.

Деградация – человек врет сам себе. Начинается психическая деградация.

Любую личность разрывает две травмы: мания величия и комплекс неполноценности. Внимание позволяет балансировать между двумя травмами. Как только качнули в сторону, начинаются траблы.

Вдохновения – нет. Забудьте о нем. Вдохновение – отмазка для лентяев.

Эмоции для актера – вторая хуйня. Эмоциями работать нельзя, эмоции должны рождаться у зрителя. Эмоции краткосрочны, чувства долговременны. Переспать. Сон. Ночь – фильтр, который чистит душу. Сон убирает эмоциональную шелуху. Достаточный сон.

Чувства – угол падения равен углу отражения.

Искусство – полутона взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

 

ДРАМАТУРГ

 1. Сюжет. Цепочка событий и оценок (реакций на эти события). В основе любой игры лежит событийно-оценочная цепочка. Последующая фраза строится из прошлой оценки. В бизнесе – кроме встречи, записывать еще и какую оценку хочется получить.

 Драматургия – запрограммированная смена впечатлений!

По сюжетам.

Виды узлов. Их всего пять:

+   согласие. Да (и много форм согласия. Актер импровизации слушает смысл, заложенный в тексте)

–    отрицание. Нет.

?   неопределенный. ? не соответствует ответ вопросу. Не отвечает на заданный вопрос

0   Отсутствие оценки – и это тоже оценка. Если не отвечает, это уже событие.

->   встречный вопрос. Забирание инициативы.

«Природа фильма». 6 тыс произведений. 36 повторяющихся сюжетов.

Признание в любви – нужно так, как хочет этот человек. Но если ты полон эмоций, режиссер полон эмоций… потому что цель признаться в любви, а не получить этого человека. Нужно признаваться так, как человек хочет, чтобы достичь цели.

2. Жанр (стилистика, в которой пьеса – триллер, боевик, комедия…). Способ воздействия.

3. Тема и идея. Тема = объект. Кто объект, скажу и какая тема. Информация о Диане – это тема. Тема – то, что вы хотите сказать зрителю. Это сбор информации. Идея – с чем от вас уйдет человек. Идея – это зачем человек делает. Идея – с каким психоэмоциональным настроем уйдет человек. Надо чтобы с идеями уходили – Маяковский.

Каждый случай требует конкретного решения. Как взять кубок?

 

РЕЖИССЕР

  1. Характер

Нет характера – нет человека.

На экзамене в ЧК потенциал смотрят.

В истории кинематографа нет режиссеров хороших без характера. Для режиссера нужен характер. Нет характера – прощайте!

Характер – категория не цельная. Состоит из 3х кирпичиков, и цемента, который объединяет. Обязательно наличие всех. Цементом является сила воли – способность выполнять принятые разумом решения.

Скорбное бесчувствие – человек ничего не хочет.

Воспитание влияет на скорость возникновение характера.

Кирпичики для характера (дуальные пары):

смелость/трусость (дуальная пара). Смелость – способность не смотря ни на что двигаться к намеченной цели. Страх – это норма, его всегда испытывает человек. Если вы боитесь, ведите себя как смелый. Страхом нужно наслаждаться. Люди платят деньги чтобы испытывать страх.

Актерство по страху на втором месте после пожара. На третьем месте – страх высоты.

Когда ты один напротив толпы – всегда страшно

трудолюбие/лень – способность выполнять повторяющиеся операции, в рамках которых будет скучно, с наибольшим успехом и удовольствием. Там, где удовольствие не заложено, и в этом находить удовольствие.

Всегда главное найти второго человека, с которым можно вместе что-то сделать. Игровые пары или тройки.

Отсутствие душевной щедрости – приводит к отсутствию трудолюбия.

Игра. Игровой инстинкт. Красота игры в том, что когда она возникает, то в себя захватывает всех.

ум/глупость.

Ум – категория нецельная. Состоит из 3х элементов:

Эрудиция (знания, опыт) – объем жизненных знаний, впечатлений, ощущений. Это не просто знания, но и ощущения. Без объема информации ничего не сделаешь.

Интеллект – способность сознательно пользоваться накопленным багажом.

Интуиция – способность подсознательно пользоваться накопленным багажом.

Импровизация стирает грань между интеллектом и эрудицией.

 

Искусство управлять случайностью.

Структурная импровизация – интеллект.

Чистая – интуиция.

Чем больше эрудиция, тем проще пользоваться.

 

  1. Время (встреча в 7 утра и в 7 вечера – разные)

Д.З – нужно засекать одну минуту. 5 раз в день, но не подряд. Засечь минуту. 7 дней. На 8й день в процессе диалога засекать. В живом общении.

2 недели. Научитесь чувствовать время кожей. Высвободится куча дополнительного времени. Управление воли. За эту минуту вы спите.

Ключевая проблема с эмоциями. Кто кому принадлежит: эмоция тебе, или ты эмоции.

 

  1. Пространство (в маке и в велюре – очень разные встречи)

Режиссер должен найти место и угол атаки

Выбрать место, время и упаковку.

У мужчины должна быть фишечка – получить то, что он запланировал. А будет ли пользоваться – другой вопрос.

 

  1. Темпоритм

Свой ритм

Режиссер берет зрителя в спекталь и заставляет жить в своем темпоритме. Своей последовательности.

Главное правило: темпоритм должен быть!

Монотонности быть не должно. Монотонность скучна. А скука сжирает энергию. Режиссер выстраивает темпоритмический рисунок спектакля, общения, встречи…

Вдохновение – категория для любителей. У профи вдохновение приходит по расписанию. В нужное время и месте.

Звук – волновые колебания. 5 минут будет слышаться хлопки. А внимание

Порвать  монотонность. 1 мин видущие, песня, долго ведущие – песня.

Золотое сечение темпоритма – наиболее гармоничное восприятие.

В темпоритме золотое сечение. Аристотель в «поэтике» первый разложил любое произведение.

4 элемента базовых:

  • Пролог (завязка, экспозиция) 5-10%
  • Основная часть 50% и более
  • Кульминация ½ пролога
  • Эпилог (развязка, финал) всё остальное

Должны быть все элементы

В прологе (кто я? Где я? Чего хочу?)

Основная часть (люди двигаются к намеченной цели, сталкиваясь с препятствиями… они меняют способы, и часто и трансформируют себя или ситуацию, или сами изменяются)

Кульминация (принятие окончательного решения)

Эпилог (остаток – все остальное время)

Пример

  1. Он и она встретились в Нью-Йорке. Хотят жить вместе, но денег нет. Решили ограбить банк

2. Готовятся к ограблениею. Грабят. Они убегают. Ее ранили.

3. Он и она стоят на крыше небоскреба. Они с пистолетами друг на друга, рядом раненый полицейский.

Если кульминация затянута – зритель раздражается. И идет резкая потеря зрительского интереса.

Это имеет отношение к зрелищным видам искусства. Пересматривают фильмы, которое по золотому сечению. Удовольствие доставляет композиция. Хорошая актерская игра не спасает от провиса.

Есть фабула и сюжет. Есть время и порядок изложения.

Сочетание цели и осознанности – это импровизация.

Импровизация присутствует всегда. Вопрос кто кем управляет. Находятьс в процессе общения мы всегда импровизируем. Насколько эффективно это делаем.

Как понять, что ты себе врешь?

Ключевая проблема – мы знаем что не такие, а убеждаем себя. Хороший импровизатор – это социопат (не точное слово).

Импровизация – это манипулирование. Либо другие люди будут жить по вашим, либо Вы будете жить по их.

Смерть собачки изменила Герасима. Только совершая невозможное – вы растете. Что вы сделали невозможного сегодня? Настоящая жизнь начинается за гранью отчаяния. Каждый день нужно совершать невозможное. Кризис – источник роста.

 

 

 

И еще про Актера и ГОЛОС

Актер общается на сцене с помощью голоса.

  1. Техника речи
  2. Смысл речи

Техника речи

– звук – основа. Параметры звука: громкость (амплитуда), тональность (высокий и низкий), длительность.

Когда звуки складываются в слова, возникает: темпоритм (придает индивидуальность словам)

Когда слова складываются в предложения возникает: интонация (слово несет смысл, интонация – отношение).

 

Драматург в скобках пишет ремарки (он поворачивает голову налево и говорит).

Актер – (интонационный рисунок).

Нет ничего хуже когда вы разговариваете с одной длительностью, громкостью, отношением!

Тембр. Тоже имеет отношение к технике речи. Тембр – индивидуальная характеристика голоса.  Громкость, длительность, тональность (создают поле для движения)

Смысл речи

В основе лежит диалог (монолог – диалог с самим собой)

Законы моно-сущестования

Если выучить монолог, вы один на сцене. Базовая проблема, чтобы сделать моно.

Хочешь наладить действие – найди партнера, по отношению к кому будете действовать.

Действие – движение с целью изменения кого-либо или чего-либо. Действие определяется степенью изменяемости.

Виды действия:

– физическое (телом)

– словесное (голосом)

– комбинированное

– внутреннее (действие внутрь себя с целью изменения – выхлоп через тело и голос, наполнено очень)

 

Хочешь наладить действие – найди партнера.

Когда ты на сцене один, кто у тебя партнер?

ЗРИТЕЛЬ.

САМ_С_СОБОЙ.

ВООБРАЖАЕМЫЙ ПАРТНЕР,

ПРЕДМЕТ,

АБСТРАКТНЫЙ ПАРТНЕР, но конкретный (стихия, Бог…)

Чем больше партнеров, тем более интересный монолог.

ДИАЛОГ

В основе диалог лежат вопросы и ответы.

Вопросы бывают нескольких типов:

– простой вопрос (да, нет). Харизма и обаяние проявляется в том, что ответ без использования «да» «нет». Превращать в красивый ответ.

– информационный. В ответ выдается информация. Это классические вопросы, 80% всего

– альтернативный (искать ответ за рамками)

творческие вопросы. Тропы! (риторический вопрос, гипербола…)

– сложносочиненный (вопрос в упаковке. Цепочка вопросов, а только в конце задается вопрос, который интересует. Нужно сделать упаковку. Человек ответит на него, но будет по другому воспринимать).

– ситуативный (поставить человека в ситуацию). Лучше всего для плотов.

Лицом к лицу лица не разглядеть.

– провокационный (на эмоции вывести собеседника!). Есть вопрос в минус и вопрос в плюс (комплимент). Часто пользуются только в минус. Нельзя орать на человека! Хотите задеть человека – спрашиваете тихо. Децибелами не взять.  Когда нужно сделать комплимент, комплимент сквозь зубы и между прочим (кстати хорошо выглядишь). Цепочка эмоций. Если что-то хочешь от человека, комплимент должен был прозвучать ВСЕГДА. Любите людей без причины. Простите всё человечество оптом за его несовершенство и себя заодно…

– вопрос без вопроса (когда задаете человеку вопрос. И потом даете понять, что ответ не принят. Жестами, междометиями. И человек углубляет ответ. Стимулирует отвечать дальше)

Разновидность – «вопрос без смысла». Ну и кто ты после этого?     Точно уверена? (человек смысл сам добавляет, конкретику сам придумывает. Важный вопрос для импровизации.

 

ОТВЕТ бывает:

– простой

– информационный

– образный (когда отвечаете цитатой, стихотворением, анекдотом, работа в контексте – использование наработок человечества)

 

Наличие образных ответов дает впечатление, что общаетесь с умным человеком. Краткий афоризм описывает все, что вы хотели сказать многими словами

 

СДЕЛАТЬ коллекцию (5 цитат из святых книг, 5 четверостиший, например Губермана, Остера, 5 анекдотов, 5 цитат Личности, 5 цитат из кино, 5 латинских выражений, 5 притч). Когда соберешь коллекцию, захочется их дополнять и собирать.

Есть еще типы вопросов:

– вширь (по разным темам)

– вглубь (каждый следующий рождается от предыдущего ответа).

Идеально, когда копается треугольником вниз (вширь и вглубь, снова вширь и вглубь)

 

Прорыв – почти всегда кульминация.

Усвоить информацию: переповторить, прочитать что другие писали, получить видео для других курсов. Повтор – то, что дает развитие.

Важно давать свое отношение к информации, а нет только сухие факты!

Три инструмента (для снятия страха и стресса?):

– алкоголь

– лечить душу впечатлениями

–  наслаждайся (медитация, остановка) 5 мин.