Вячеслав Никоноров о драматургии этюдов (лекция для 1-го курса)

Автор Дарья Батозская

“На первом курсе только и разговоров, что об этюдах и об отсеве…”

почти х/ф “Достучаться до небес”

Этюды должны отвечать на вопросы:
  1. Кто герои
  2. Где герои
  3. Чего хотят герои
❗Закон этюда: Персонажи должны измениться в процессе.
В драматургии все проблемы человека должны исходить из него самого, а не из социума. Во всех неудачах виноват он сам. Герой должен быть неидеален, а иначе ему некуда/незачем будет меняться.

 

Невозможно решить проблему, находясь на том же уровне сознания, на котором она возникла (С) Альберт Эйнштейн
Чтобы проблема была решена, минимум у одного героя должно произойти изменение мировоззрения. Если у нескольких – еще лучше.
Катарсис (от греческого “очищение”) – эмоциональный пик зрителя.
Катарсис могут вызвать:
  • Поступок
  • Подвиг
  • Самопожертвование
Исход этюда должен быть:
  1. Логичный
  2. Неожиданный
Структура этюда:
  1. Завязка
  2. Развитие
  3. Кульминация
  4. Развязка (неожиданная, но логичная)
Что движет зрителями:
  1. Прогнозирование будущего
  2. Передача опыта: сравнивание себя с героями
  3. Азарт к играм, определяющим кто лучше
  4. Сопереживание героям
«Рояль из кустов» или «Бог из машины» – нелогичная развязка. Её нужно избегать.
Развязка должна логично выходить из остальных трех частей (завязка-развитие-кульминация), в них должны быть подсказки для развязки (в фильмах это микрокадры).
❗Нужно чтобы после «Что?!» зритель обязательно сказал «Ааа!».
🚩Читаем книгу Александра Метта «Кино между адом и раем».
Конфликт – это столкновение интересов.
Виды конфликтов:
  • внутренний (борьба с самим собой)
  • внешний
Через сопереживание зритель приходит к отождествлению. Для этого нужно чтобы:
  1. зритель понимал мотив героя
  2. зритель ассоциировал себя с персонажем
  3. у героя была активная жизненная позиция: чтобы он боролся за свое счастье, не сдавался
  4. «Горячо любимые друг другом люди» (С) – когда есть любовь-ненависть, да-нет…
Чтобы зритель начал сопереживать персонажу, его нужно сначала узнать и полюбить.
Поэтому этюд нужно начинать с простого и смешного, а драму добавлять позже.
Так как этюд – короткое произведение, актер обязан  влюбить в героя экстремально быстро.
Это возможно только через позитив или юмор.
Изменения могут быть:
  • Громкость и интонационный рисунок
  • Рождение мысли: пауза ВНУТРИ предложение (ощущение, что придумываешь, подбираешь слова), А НЕ В КОНЦЕ предложения. Чтобы зритель догадывался про концовку предложения САМ
  • Мизансцена и перемещение («Гарольд и Мод»: стулья)
  • Масштабирование/движение хрусталика глаза 👀
  • Эмоциональное изменение
  • Позиции/мнения
  • Атмосферы (эмоционального фона, главенствующая эмоция должна быть одна в единицу времени, но в следующую меняться)
  • Тематики: быт (повседневное) и бытие (глобальное)
  • Отношения между героями
  • Стереотип зрительского восприятия: изменение того, что знает зритель
  • Вранье: верить во вранье заставляет общее повествование + детали
  • Нельзя начинать с игры в игре, создается впечатление, что актер переигрывает. Нужно чередовать серьезного и кривляку.
Информационные биты:
  1. Я беременна от Павла.
  2. Я беременна. – Ура! – От Павла. – Что?!
Каждое событие требует индивидуальной отработки акцента.
❗Смех – это «апчхи» мозга. Смех можно вызвать парадоксом, неожиданностью.
❗❗Во время шутки самая сильная доля должна быть в самом конце.
А после этого нужно сделать паузу – дать время и намек смеяться.
❗❗❗Когда люди собираются в группы, у них понижается интеллект и повышается эмоциональность. Поэтому юмор должен быть доступным.
Дополнительные приемы:
  1. Контрасты перед событием. Например, перед плохой новостью герой должен быть веселым.
  2. Шлейф персонажа – предыстория перед выходом героя на сцену.
  3. Обманки: режиссер или драматург намеренно уводит зрителя в одну сторону, чтобы зритель согласно собственных стереотипов подумал одно, а потом – в другую. Бывают обманки в плюс: сценарий оказывается интересней, чем думал до сих пор зритель; а бывают обманки в минус: наоборот.
  4. Вставные номера: стих, песня, танец, фантазия, фантасмагория, метафора, аллюзия (отсылка к общеизвестному), тропы.
  5. Закальцовки (рондо): конец и начало совпадают.
  6. Наделить предмет чрезмерной важностью и показать через него.
  7. Макгафин (что это, ищем в книге Александра Метта «Кино между адом и раем».)
  8. Интрига: у зрителя должно быть время догадаться самому
  9. Саспенс – момент высочайшего напряжения/сопереживания герою
  10. Борьба со временем
  11. Бытовые детали на контрасте
  12. Из дефекта в эффект
Примеры комедийных ситуаций:
  1. Большая ложь
  2. Большой секрет
  3. Недопонимание
  4. Меньшее из двух зол
  5. Стопудовая схема
  6. Трясущаяся ложка (меняется статус кво)
  7. Гонка со временем
  8. Зажатые вместе
  9. Секс
  10. Мертвое или пьяное тело (нужно спрятать)
❗Каждая реплика этюда должна давать информацию и пас партнеру.
Каноны
Ученые выяснили, что все произведения в мире отличаются от канона на 7-10%.
Отступ меньше – не цепляет.
Отступ больше – артхаус.