Вячеслав Никоноров о драматургии этюдов (лекция для 1-го курса)

“На первом курсе только и разговоров, что об этюдах и об отсеве…”
почти х/ф “Достучаться до небес”
Этюды должны отвечать на вопросы:
- Кто герои
- Где герои
- Чего хотят герои
❗Закон этюда: Персонажи должны измениться в процессе.
В драматургии все проблемы человека должны исходить из него самого, а не из социума. Во всех неудачах виноват он сам. Герой должен быть неидеален, а иначе ему некуда/незачем будет меняться.
❗❗Невозможно решить проблему, находясь на том же уровне сознания, на котором она возникла (С) Альберт Эйнштейн
Чтобы проблема была решена, минимум у одного героя должно произойти изменение мировоззрения. Если у нескольких – еще лучше.
❗❗❗Катарсис (от греческого “очищение”) – эмоциональный пик зрителя.
Катарсис могут вызвать:
- Поступок
- Подвиг
- Самопожертвование
Исход этюда должен быть:
- Логичный
- Неожиданный
Структура этюда:
- Завязка
- Развитие
- Кульминация
- Развязка (неожиданная, но логичная)
Что движет зрителями:
- Прогнозирование будущего
- Передача опыта: сравнивание себя с героями
- Азарт к играм, определяющим кто лучше
- Сопереживание героям
«Рояль из кустов» или «Бог из машины» – нелогичная развязка. Её нужно избегать.
Развязка должна логично выходить из остальных трех частей (завязка-развитие-кульминация), в них должны быть подсказки для развязки (в фильмах это микрокадры).
❗Нужно чтобы после «Что?!» зритель обязательно сказал «Ааа!».
Конфликт – это столкновение интересов.
Виды конфликтов:
- внутренний (борьба с самим собой)
- внешний
Через сопереживание зритель приходит к отождествлению. Для этого нужно чтобы:
- зритель понимал мотив героя
- зритель ассоциировал себя с персонажем
- у героя была активная жизненная позиция: чтобы он боролся за свое счастье, не сдавался
- «Горячо любимые друг другом люди» (С) – когда есть любовь-ненависть, да-нет…
❗Чтобы зритель начал сопереживать персонажу, его нужно сначала узнать и полюбить.
Поэтому этюд нужно начинать с простого и смешного, а драму добавлять позже.
Так как этюд – короткое произведение, актер обязан влюбить в героя экстремально быстро.
Это возможно только через позитив или юмор.
Изменения могут быть:
- Громкость и интонационный рисунок
- Рождение мысли: пауза ВНУТРИ предложение (ощущение, что придумываешь, подбираешь слова), А НЕ В КОНЦЕ предложения. Чтобы зритель догадывался про концовку предложения САМ
- Мизансцена и перемещение («Гарольд и Мод»: стулья)
- Масштабирование/движение хрусталика глаза
- Эмоциональное изменение
- Позиции/мнения
- Атмосферы (эмоционального фона, главенствующая эмоция должна быть одна в единицу времени, но в следующую меняться)
- Тематики: быт (повседневное) и бытие (глобальное)
- Отношения между героями
- Стереотип зрительского восприятия: изменение того, что знает зритель
- Вранье: верить во вранье заставляет общее повествование + детали
- Нельзя начинать с игры в игре, создается впечатление, что актер переигрывает. Нужно чередовать серьезного и кривляку.
Информационные биты:
- Я беременна от Павла.
- Я беременна. – Ура! – От Павла. – Что?!
Каждое событие требует индивидуальной отработки акцента.
❗Смех – это «апчхи» мозга. Смех можно вызвать парадоксом, неожиданностью.
❗❗Во время шутки самая сильная доля должна быть в самом конце.
А после этого нужно сделать паузу – дать время и намек смеяться.
❗❗❗Когда люди собираются в группы, у них понижается интеллект и повышается эмоциональность. Поэтому юмор должен быть доступным.
Дополнительные приемы:
- Контрасты перед событием. Например, перед плохой новостью герой должен быть веселым.
- Шлейф персонажа – предыстория перед выходом героя на сцену.
- Обманки: режиссер или драматург намеренно уводит зрителя в одну сторону, чтобы зритель согласно собственных стереотипов подумал одно, а потом – в другую. Бывают обманки в плюс: сценарий оказывается интересней, чем думал до сих пор зритель; а бывают обманки в минус: наоборот.
- Вставные номера: стих, песня, танец, фантазия, фантасмагория, метафора, аллюзия (отсылка к общеизвестному), тропы.
- Закальцовки (рондо): конец и начало совпадают.
- Наделить предмет чрезмерной важностью и показать через него.
- Макгафин (что это, ищем в книге Александра Метта «Кино между адом и раем».)
- Интрига: у зрителя должно быть время догадаться самому
- Саспенс – момент высочайшего напряжения/сопереживания герою
- Борьба со временем
- Бытовые детали на контрасте
- Из дефекта в эффект
Примеры комедийных ситуаций:
- Большая ложь
- Большой секрет
- Недопонимание
- Меньшее из двух зол
- Стопудовая схема
- Трясущаяся ложка (меняется статус кво)
- Гонка со временем
- Зажатые вместе
- Секс
- Мертвое или пьяное тело (нужно спрятать)
❗Каждая реплика этюда должна давать информацию и пас партнеру.
Каноны
Ученые выяснили, что все произведения в мире отличаются от канона на 7-10%.
Отступ меньше – не цепляет.
Отступ больше – артхаус.