Мизансценирование. Юрий Кляцкин (1-й курс, 14.10.18)

Мизансценирование. Юрий Кляцкин (1-й курс, 14.10.18)

Мизансценирование – это взаимное расположение актеров и предметов в сценическом пространстве.

Но нельзя забывать о главном:

«За декорациями, костюмами и гримом не видно актеров» (С) К. С. Станиславский

Сценическое пространство – это место, где происходит действие. Главное его свойство – условность.

Параметры сценического пространства: ширина, глубина, высота.

Упражнение «Фотография»

Условия:

1-й актер занимает статичную позу, которая отвечает на вопросы: «Кто он?», «Где он?», «Чего он хочет?». Второй актер должен выйти и занять статичную позу, которая согласуется с этими условиями. Нужно “пристроиться” к партнеру и естественно дополнить фотографию, но не менять его позу. И так далее: третий, четвертый…

2-я часть упражнения – усложняется: второй актер должен выйти и занять статичную позу, которая позволяет трактовать первую позу совсем по-другому. Третий актер «переворачивает» первую и вторую трактовки ситуации. И так далее. Пока был рекорд: 9 «перевертышей». Кто сможет больше? )

Правило:

Фотография должна быть статичной. Поэтому принимайте ту позу, в которой сможете выстоять в течение всего упражнения (2-5 минут). Мимика, взгляд тоже должны быть статичны.

Упражнение «Фотоальбом»

Условия:

Команда актеров показывает 4 фотографии, которые последовательно рассказывают самые ключевые сцены истории, весь сюжет фильма. Каждый актер команды должен быть задействован хотя бы в одном фото. Каждый актер, который повторяется в нескольких фото, должен играть того же персонажа. По хлопку 4 фотографии меняются. После этого студенты рассказывают очевидную трактовку фильма – угадать в точности, как задумывала команда. Потом несколько версий альтернативной (неочевидной) трактовки. Затем команда последовательно оживляет каждую из фотографий.

Правила:

1) Не играйте людей глупее себя. Не изображайте, а проживайте. Театр – это не КВН.

2) Делайте всё на 100%. Всегда руководствуйтесь правилом: I do my best.

3) Не перетягивайте одеяло на себя: не играйте там, где нужно просто уйти. Нужно уметь быть командой. И в команде нужно уметь играть вторые роли.

«Театр строится на разрушенных самолюбиях» (С) В. И. Немирович-Данченко

4) Не идите на поводу у зрителя: не опускайтесь до его уровня, а дотягивайте его до своего уровня (пошлости, маты, неуместные шутки и пр.).

Рекомендации:

1) На моменте учебы учитесь на понятных и простых ситуациях. Просто четко выполняйте условия. Не старайтесь быть оригинальным. То, что кажется сейчас оригинальным, через время покажется банальным.

2) Частая ошибка: при оживлении фотографии актеры начинают говорить одновременно. Определитесь, кто главное действующее лицо именно этого фото, и не мешайте ему.

Вывод из упражнения: все этюды должны начинаться с самого интересного – с одной из таких четырех фотографий, с таких же выразительных и красноречивых мизансцен всех актеров.

Идея суфизма и учения Г. И. Гурджиева в том, что мы почти всё делаем на автомате, запрограммировано. 80% энергии организма уходит на деятельность мозга. Поэтому он старается экономить энергию, создавая шаблоны. Задача актера: отмониторить, какие шаблоны/программы действительно его личные, а какие – навязаны социумом, родителями и пр. Если программа навязана, то нужно избавиться от нее. Тогда то, что актер будет показывать на сцене, будет разрывом шаблона.

Театр помогает избавиться от навязанных/неистинных программ.

19 thoughts on “Мизансценирование. Юрий Кляцкин (1-й курс, 14.10.18)

  1. Сегодня благодаря ,этому уроку я очередной раз убедился в шаблонности своего мышления.

    Юрий, после занятия подсказал какими способомами можно избавляться от шаблонов.

    Благодарю за это.

  2. Поправка, мизансценирование – это ВЗАИМНОЕ расположение актеров и предметов в сценическом пространстве.
    Очень хорошо танец помог раскачаться энергетически, в прошлом наборе его не было и, я считаю, что это в большой степени повлияло на тупняки тогда.
    Нужно искать такие способы, которые помогут раскачаться за максимально короткий период.
    Сегодня на командном упражнении «4 фотографии» было довольно сложно, так как…. внимание… нужно уметь СЛУШАТЬ!!, это было большой проблемой. Не перебивать друг друга, слушать и потом говорить. Причем большинство тех, кто перебивал просто сбивали темп и тормозили процесс не предлагая какой-то конкретной идеи с четкой картинкой. В этом случае нужно думать, перед тем как открывать рот. Все должны мыслить командно, а не стараться показать какой я классный и повышать ЧСВ.
    Это очень мешает, всегда!!
    Ошибайтесь, снова и снова, только в этом есть рост. И не думайте, что когда-то вы перестанете ошибаться. Мы всегда ошибаемся, только кто-то делает новые ошибки и ошибается ЛУЧШЕ, а кто-то «лучше посижу послушаю».
    Можете боятся, но только делайте.
    Think outside the box. короче говоря – выходите за рамки. Что не запрещено то разрешено.

  3. Дашенька, найди ошибку в твоей формулировке: «Мизансценирование – это расположение актеров и предметов в сценическом пространстве.»

      1. Даша, НЕ ЗА ЧТО.

        «Слова СПАСИБО появилось в русском языке относительно недавно, где-то в начале 20 века. Слово СПАСИБО, возникло в результате сращения двух слов: СПАСИ БОГЪ – спаси богъ → спасибогъ → спасибо. В украинском – спасибi.

        Самое забавное то, что нашими предками употреблялось слово ДЯКУЮ, которое сейчас осталось в укр. языке. На самом деле – это русское слово и в Велесовой книге (летопись прошлого русов за 20 000 лет до крещения Киевской Руси) оно упоминается.

        И в доказательство того, что слово ДЯКУЮ было ИЗНАЧАЛЬНЫМ, обратите внимание, какое слово в корне многих европейских языков: англ. – thanks, нем. – dankes – это абсолютное тождество укр. дякую, блр. – дзякуй, литов. – d?kui, чеш. – d?kuji, díky , словац. – ?akujem, польск. – dzi?kuj?, dzi?ki, dzi?kowa?, идиш – аданк, норвеж. – Takk, датск. – tak, исланд.- takk, швед. – tack.

        Говорить или не говорить людям СПАСИБО, дело каждого, но все должны знать, какой смысл заложен в это слово и какой посыл он дает другому человеку, произнося его. СПАСИБО означает – СПАСИ БОГ! На данное слово у людей возникал вопрос – от чего спасать, да и с какой стати? Поэтому, на СПАСИБО отвечали – НЕ ЗА ЧТО (то есть – я ничего плохого не сделал тебе, чтобы меня спасать) или – ПОЖАЛУЙСТА (положи лучше – пожалуй – сто рублей).

        Самое интересное, что и в русском, и в украинском, и в белорусском, и в немецком, и в английском слово, ПОЖАЛУЙСТА, просительное. Однако во всех языках приобрело и значение ответной реакции на СПАСИБО. Что уже никак не странно, если понимать истинное значение слова СПАСИБО.

        Кроме того, в народе сложено множество пословиц и поговорок, характеризующих слово СПАСИБО с не хорошей стороны:

        • из спасибо шубу не сошьёшь
        • спасибо в карман не положишь
        • спасибо за пазуху не положишь
        • спасибо домой не принесёшь
        • спасибо на хлеб не намажешь
        • спасибом сыт не будешь
        • спасибо не капает
        • из спасибо шубы не шить
        • спасибо-то не кормит, не греет
        • за спасибо кум пеши в Москву сходил
        • за спасибо солдат год служил
        • мужик за спасибо семь лет работал

        Как видим, слово СПАСИБО ассоциируется у народа с чем-то дармовым, БЕЗплатным. Народ не принимает СПАСИБО в качестве БЛАГОДАРНОСТИ!!!

        Также слово СПАСИБО используется в качестве слова-ОБЕРЕГА:

        «Идиот, придурок, тупица!» – прозвучало в наш адрес.

        Мы в ответ: СПАСИБО – СПАСИ-БОГ. Включается механизм защиты. Ведь мы обратились не к какому-то богу, а к самому чистому, и истинному, что есть в нас, к своему внутреннему свету, который тут же отразит по нашей просьбе любое воздействие и посягательство на нашу целостность.

        В итоге – никто не пострадал. Информация вернулась к своему творцу. Мы не пустились во взаимные оскорбления и сохранили человеческое достоинство.

        Или другой пример: нам открыто льстят, поют дифирамбы, стремясь хитростью навязать, что-то своё.

        Произнося слово СПАСИБО, мы призываем своего внутреннего защитника и опять остаёмся в выигрыше. Лесть и похвала, не проникнув к нам, вернется к автору, и он оставит попытки прилипнуть к нам таким способом.

        Воспитанные же люди говорили и говорят – БЛАГОДАРЮ! Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ-ДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего БЛАГА и лично вы сами, а ни кто-то другой отвечаете добром на добро.

        Не СПАСИБО, а БЛАГОДАРЮ! От кого мы хотим спастись?! От того, кто дает нам благо?! Произнося СПАСИБО, мы же не желаем на самом деле спасаться от добра и блага на нас исходящего! Но тогда в следующий раз можно и не получить его. А когда, хотим поБЛАГОДАРИТЬ за услугу, то правильно сказать – БЛАГОДАРЮ! То есть добром на добро, а благом на благо!»

  4. Ох! Теперь я понимаю почему у нас Библия сейчас именно такая… много переписывали )))

    «Сценическое пространство – это место, где происходит действие. Главное его свойство – заданное условие (условность): квартира, вокзал, поле и пр.»
    Даша, я «условность» не расшифровывал, а ты сама нашифровала. Я думал, что этот термин понятный, но оказывается нет:

    УСЛО́ВНОСТЬ – Принятая в произв. иск-ва система отображения, характеризующаяся семантикой, обладает известной произвольностью по отношению к отображаемому объекту, что и позволяет говорить о ее УСЛОВНОСТИ. Она с неизбежностью накладывает ограничения на передаваемое содержание, к-рые не воспринимаются человеком, для к-рого предназначено произв., а принимаются им как нечто данное и приобретают видимость “естественных”, безусловных норм. Так, мы не замечаем УСЛОВНОСТИ границ художеств. пространства (рампа в театре, рамка картины). Точно так же нам не кажутся “странными” запрещения актеру в ряде случаев видеть и слышать происходящее на сцене (ср. реплики “в сторону”), различие реального и сценич. времени, передача синхронного действия, происходящего в разных местах, как хронологич. последовательности сцен, глав или кадров.
    В японском кукольном театре актер, управляющий куклами, доступен взору зрителя, но не воспринимается последним, поскольку выводится им за пределы художеств. пространства.

  5. Сегодня был потрясающий ПРАЗДНИЧНЫЙ день! Обучение – ПРАЗДНИК!

    Врезались в память слова Юрия:

    Чем больше отдаёте миру, тем больше получаете. Отдавайте! Делитесь!
    Кайфуйте, живите на 100 % в первую очередь для СЕБЯ!
    Актёр перепрограммирует зрителя благодаря своему нешаблонному, свободному от стереотипов мышлению.
    Театр- место, которое лечит.

  6. Это был очень ценный урок! Под конец занятия мой мозг заработал, как никогда раньше, я смогла придумывать альтернативные сценарии – это прогресс для моих извилин А тело освобождалось в танце Максимально развивающее занятие

  7. Важно быть готовым к занятию. Так как все темы даны заранее, хорошо просмотреть блог и понимать о чем будет идти речь еще до того, как само занятие начнется. Тогда педагогам не придется тратить кучу времени на подачу информации, которая и так есть в свободном доступе. Крайне важно быть внимательным и адекватным. Никогда не играйте людей, которые глупее вас самих, да и вообще – не играйте. Нужно прожить ситуацию, поставить себя в заданные условия, поверить в то, что вы действительно находитесь в данной ситуации, иначе происходящее начинает превращаться в цирк, каламбур, квн и т.д. Когда начинается игра вместо проживания, происходящее мгновенно теряет глубину и реалистичность, и похоже больше на взаимодействие шизофреников в психбольнице, чем на этюд, имеющий художественную ценность. Все что мы делаем, мы делаем не для наших учителей или кого-то еще, в первую очередь мы делаем это для себя, поэтому быть честным с собой абсолютно необходимо. Деградация личности начинается с вранья самому себе. Важным моментом является получать удовольствие от происходящего на сцене, только в этом случае зритель сможет получить тоже самое, ведь на сцене мы на подсознательном уровне передаем зрителю некий опыт, который сами имеем, и если мы в говне, то зритель получит не более чем говно, но если мы проживаем, чувствуем, если по-настоящему наслаждаемся, тогда мы способны дать другим возможность через нас расширить рамки своих собственных ограничений и представлений о том что и как должно быть, а что не должно быть. Необходимо избавляться от стереотипного мышления и в первую очередь выходить за рамки собственных ограничений. Дисциплина – отсечение всего лишнего, без неё невозможно добиться хороших результатов, по-крайней мере в актерском мастерстве.
    В каждой ситуации обучения необходимо выкладываться на 100%, только тогда возможно максимальное развитие. Также нужно избавляться от эгоизма и ориентироваться на партнера, потому что театр – это командная работа. Эгоисты и те, кто чрезмерно сконцентрирован на собственных идеях и эмоциях зачастую заваливают работу всей команды, и зачем нам такие люди? Кто захочет с ними играть?
    Танец в начале занятие дал нужный настрой и определил вектор направления эмоционального состояния на последующие упражнения. В упражнении на хаотичное движение важно отключить мозг, и позволить телу перетекать из одного положения в другое. Когда начинается командная работа на создание четырех фотографий, очень важно слушать друг друга, и особенно слушать тех, у кого есть опыт в данном упражнении=) Важно не только придумать годный сценарий, но еще и донести его так, чтобы зрителю было понятно, о чем идет речь, что не всем удалось. Когда Юра сказал что фотографии оживают, было ОЧЕНЬ ЗАБАВНО))) каждая история чуть не доводила до слез) Между фотографиями важно соблюдать цепочку событий, чтобы все было логично и последовательно. Адекватность, адекватность, адекватность. Внимательность. Не говорить одновременно, чувствовать ситуацию, не прерывать импровизацию до хлопка, выкручиваться всеми возможными способами. Также как и каждая фотография интересна сама по себе, каждый этюд должен начинаться с самого интересного, захватывать с самого начала, чтобы начав его смотреть стало так интересно, что не хотелось бы даже узнать что было до этого, а просто хотелось бы продолжать смотреть дальше.
    Занятие мегакрутое, суперполезное и интересное. Выплеснуть накопившиеся эмоции в танце в конце занятие было очень хорошей психоэмоциональной разрядкой.
    Литература к прочтению: Станиславский. “Работа актера над собой”. Фильм к просмотру: “Путешествие Гектора в поисках счастья”

  8. Придумывать альтернативные истории – самая неожиданная и сложная часть задания лично для меня. Но я рада, что понимаю это сейчас. Как говорил Юрий, нужно определить программы и пользоваться ими, мыслить шире, а не подчиняться социальным установкам. Так же очень близко – выкладываться на все 100% и получать от этого удовольствие, иначе зачем вообще тогда уделять этому свое время. Танцы сильно помогают расслабиться, улыбка с лица не сходит) Еще заметила, что во время броуновского движения использовала не все 3 плоскости – сперва только две. Потом уже, когда Юрий объяснил это, стало немного лучше. Но эмоции все равно в основном на лице, нужно больше тело задействовать. Это полезное открытие для меня, спасибо!
    В целом, начальная мизансцена помогла четче представить, как действовать на этюде. Еще одна часть пазла открыта:)

  9. На этом занятии убедилась в важности Командной работы в театре. Взаимовыручка и поддержка каждого необходима!

  10. Самое полезное, что я вынес , это понимание того, что можно органически находится на сцене при этом ничего не говоря.
    Ведь все хотят, чтобы запомнили именно их и поэтому все время пытаются говорить, чтобы просто забить собой пространство. Но в театре не бывает индивидуального успеха. И всегда нужно думать о том, говоришь ли ты к месту или нет и как твои реплики помогают развитию истории.

  11. У вправі «Фотоальбом» не потрібно робити свого персонажа дурнішим за себе, варто поводитися так, як у реальному житті, повністю вживатись у роль. Також завмирати у фотографії та не ворушитись, поки це не буде дозволено. Дисципліна – перш за все.

  12. Отримала круті інструменти для розвитку творчого мислення. Нагадала собі важливість 100 % віддачі енергії у світ і закріпила це відчуття в дії. Приємно було працювати у створеній атмосфері любові, задоволення і дисципліни.
    Були цікаві завдання, що розвивали вміння працювати в команді.

    Зачепила думка про те, що люди запрограмовані у багатьох своїх діях і як важливо розвивати вміння відслідковувати та позбуватись в собі “штампів”.

  13. Из ошибок которые вынес
    1. Избегать имитаций которые не умеешь чисто,театральной показывать (например драка) искать игру в другом процессе
    2. Искать позы в которых большая часть тела открыта к зрителю и не стоять спиной

    Цитата
    Театр строится на растоптаных самолюбиях

    Интересный ход
    Если убили и унесли можно вернуться как брат близнец или призрак

  14. А мне очень понравилось задание про Фотографию. Максимально все старались приблизиться у рекорду 9-ти, но 5 тоже ничего:). А вот работа в команде оказалась самой непростой.. Думаю, вскоре мы научимся слушать и слушать друг-друга, и это обязательно выльется в прекрасный результат!

  15. Впервые работал без заранее продуманного текста и старался вести себя более натурально и не наиграно. Было довольно сложно сперва, но при этом безумно понравилось !
    Ещё большее удовольствие доставило смотреть на остальных ребят и поражаться как некоторые фразы моментально всплывают в их головах!

    Огромное удовольствие доставили так же танцы! Давно не видел такое количество людей которые танцуют как они хотят ещё и в трезвом состоянии!
    Получил заряд на всю неделю )

    Благодарен за занятие всем кто был

  16. Долой лень и привет отдаче на все 100%. Всё, что мы делаем, мы делаем это только для себя – тяжело, но важно усвоить. Большая благодарность Юрию за это! На занятии я поняла, какие вопросы стоит задать себе прямо сейчас, чтобы понять в каком направлении и с какими темпами двигаться.
    Понравились все задания, так как они сладили нашу командную работу, подтолкнули к более интенсивному знакомству друг с другом и совместному творчеству.
    Это всё очень круто. Благодарю!

  17. Солнечное теплое летнее утро. Птицы радуют слух, а трава с полевыми цветами, которые удивляют и восхищают своей палитрой и формой, отрадны глазу. Один глоток свежего воздуха заражает энергией на целый день.

    Этот маленький Рай на Земле Путешественник нашёл месяц назад. Ближайшие километров 10 не было ни одного населенного пункта. А дом, который больше похож на маленький замок, стоящий на холме, ночью устрашал, а днем от него оторвать взгляд из-за красоты и необычности.

    За этот месяц Путешественник привел в порядок все внутри и снаружи мини-замка, создав этот Рай пригодным для жизни. А чтобы это место как-то назвать, он поставил в километре, по тропке от дома, табличку “Добро пожаловать в Тетр”. (Тетр – городок, в котором он родился, но после, этот город был переименован в Тюма).

    Путешественник во время утреннего чаепития (чай из душистых полевых трав), сидя за столом, словил себя на мысли: “Я столько повидал за жизнь… Обошёл десятки тысяч километров… Столько знаний накопил… А смысл… Все равно один.. И некому передать и рассказать эти знания и истории… Даже общаться приходится с жучками да бабочками… Эх…”

    Сделав очередной глоток, он чуть не подавился, потому что услышал стук в дверь. Кашляя, направился к двери: “Неужто кого-то нелегкая принесла?..”

    Открыв дверь, он увидел двух славных мальчуганов. Они так были похожи между собой, но в то же время, столь разные. Рост одинаковый, метра полтора. Один из них – полненький, в веснушках все лицо и со светлыми вьющимися волосами. А другой – худоват, с темными ровными волосами, зачесанными назад, впалыми глазами и длинными пальцами на руках. “Очень уж он сутулый” – первое, что пронеслось в голове у хозяина дома.

    – Доброе утро, мистер! – звонко поприветствовал кудрявый мальчуган. Другой же просто внимательно рассматривал жителя из-под лба, не моргая. – Меня кличут Видс, а это мой братишка Дэпс. Он немного стеснителен. Мы – странники, решившие путешествовать по свету в поисках приключений, знаний и новых знакомств. А еще мы ищем что-то особенное, но что конкретно – еще не знаем! – залился смехом полненький мальчуган.

    – Здравствуйте, молодые люди! Добро пожаловать! Меня зовут.. в общем, зовите меня Кон. Заходите! Вы, наверное, голодные с дороги. Я как раз завтракаю.

    Так прошла неделя. Разговоры, истории, игры. Все были очень счастливы! И никто уже н собирался никуда идти (по крайней мере в ближайшее время). Однажды, поздно вечером, когда все уже укладывались, раздался удар в дверь. Потом еще один, а через 5 секунд, еще три быстрых удара. Кон поднялся с постели и направился открывать двери. За ней он увидел парня, которому смотрел в живот. Рост его, примерно, был до 3-х метров.

    – Пардон, месье, за столь поздний визит. Меня прозвали Хайтом. Я ищу место, где мне будут рады или хотя бы не будут прогонять, закидывая камнями. Я уже 3 года скитаюсь по земле в поисках своего места. Если я Вас пугаю, тогда я пойду дальше. Снова простите меня, пожалуйста. – голос его был низким, окутывающим словно в одеяло и пробирающим до дрожи одновременно. Кона поразила его история.

    – Доброй ночи, Хайт. Меня Кон зовут. А тех двоих за моей спиной, что выглядывают из комнаты, Видс и Дэпс. Тебе здесь рады! Добро пожаловать! Накормим тебя и дадим место для сна.

    Все стали жить вместе. Построили еще три дома для каждого. И каждый день проходил с историями, правдивыми и нет, с играми и обучением. Кона стали называть Учитель или шутливо – Мастер.

    Спустя 2 года они решили построить еще одно сооружение для Игр. Умелый мастер Кон и три удивительных подмастерья Видс, Дэпс и Хайт справились со своей задачей на “УрА!”. А все потому, что каждый отвечал за свой сектор и все вместе, при этом, работали в команде. Игры в Этом сооружении стали увлекательней, масштабней и интересней. Каждый нашел себя здесь.

    Очень быстро прошел слух по всему миру об этом месте, которое вскоре начали называть Театр. Со всех уголков мира потянулись туда, чтобы получить знания, опыт, а главное – возможность поиграть в здании, известном всем под именем Сценическое Пространство, где был учитель и мудрец Условность и три его верных помощника: Ширина, Глубина и Высота.

    Так появилось место, где люди могли поиграть и быть кем или чем угодно, не зависимости от пола, возраста или расы. Или просто могли посмотреть игру и послушать невероятные истории, гадая правдивые они или нет. Так появился маленький Рай на Земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *