Мизансценирование. Юрий Кляцкин (1-й курс, 14.10.18)

Автор Дарья Батозская

Мизансценирование – это взаимное расположение актеров и предметов в сценическом пространстве.

Но нельзя забывать о главном:

«За декорациями, костюмами и гримом не видно актеров» (С) К. С. Станиславский

Сценическое пространство – это место, где происходит действие. Главное его свойство – условность.

Параметры сценического пространства: ширина, глубина, высота.

Упражнение «Фотография»

Условия:

1-й актер занимает статичную позу, которая отвечает на вопросы: «Кто он?», «Где он?», «Чего он хочет?». Второй актер должен выйти и занять статичную позу, которая согласуется с этими условиями. Нужно “пристроиться” к партнеру и естественно дополнить фотографию, но не менять его позу. И так далее: третий, четвертый…

2-я часть упражнения – усложняется: второй актер должен выйти и занять статичную позу, которая позволяет трактовать первую позу совсем по-другому. Третий актер «переворачивает» первую и вторую трактовки ситуации. И так далее. Пока был рекорд: 9 «перевертышей». Кто сможет больше? )

Правило:

Фотография должна быть статичной. Поэтому принимайте ту позу, в которой сможете выстоять в течение всего упражнения (2-5 минут). Мимика, взгляд тоже должны быть статичны.

Упражнение «Фотоальбом»

Условия:

Команда актеров показывает 4 фотографии, которые последовательно рассказывают самые ключевые сцены истории, весь сюжет фильма. Каждый актер команды должен быть задействован хотя бы в одном фото. Каждый актер, который повторяется в нескольких фото, должен играть того же персонажа. По хлопку 4 фотографии меняются. После этого студенты рассказывают очевидную трактовку фильма – угадать в точности, как задумывала команда. Потом несколько версий альтернативной (неочевидной) трактовки. Затем команда последовательно оживляет каждую из фотографий.

Правила:

1) Не играйте людей глупее себя. Не изображайте, а проживайте. Театр – это не КВН.

2) Делайте всё на 100%. Всегда руководствуйтесь правилом: I do my best.

3) Не перетягивайте одеяло на себя: не играйте там, где нужно просто уйти. Нужно уметь быть командой. И в команде нужно уметь играть вторые роли.

«Театр строится на разрушенных самолюбиях» (С) В. И. Немирович-Данченко

4) Не идите на поводу у зрителя: не опускайтесь до его уровня, а дотягивайте его до своего уровня (пошлости, маты, неуместные шутки и пр.).

Рекомендации:

1) На моменте учебы учитесь на понятных и простых ситуациях. Просто четко выполняйте условия. Не старайтесь быть оригинальным. То, что кажется сейчас оригинальным, через время покажется банальным.

2) Частая ошибка: при оживлении фотографии актеры начинают говорить одновременно. Определитесь, кто главное действующее лицо именно этого фото, и не мешайте ему.

Вывод из упражнения: все этюды должны начинаться с самого интересного – с одной из таких четырех фотографий, с таких же выразительных и красноречивых мизансцен всех актеров.

Идея суфизма и учения Г. И. Гурджиева в том, что мы почти всё делаем на автомате, запрограммировано. 80% энергии организма уходит на деятельность мозга. Поэтому он старается экономить энергию, создавая шаблоны. Задача актера: отмониторить, какие шаблоны/программы действительно его личные, а какие – навязаны социумом, родителями и пр. Если программа навязана, то нужно избавиться от нее. Тогда то, что актер будет показывать на сцене, будет разрывом шаблона.

Театр помогает избавиться от навязанных/неистинных программ.