Искусство импровизации с Анатолием Неёловым, ч. 1 (10.10.2018)

Автор Александра Дзыгал

«Случай – второе имя Бога»

Когда Анатолий Николаевич спросил является ли жизнь импровизацией, заметно было, что некоторых из нас постигло мимолётное замешательство: «Это же жизнь! Как её спланировать-то можно? Всё, что происходит, зависит не только от тебя…». Эта и прочая подобная ЕРЕСЬ конкретно затесалась в наших «запрограммированных» обществом мозгах. И сегодня нам крупно повезло, не иначе. Пришли по адресу – будем лечить!

Жизнь определяет цель. Когда возникает цель, возникает работа. “Отсутствие цели в жизни – худшая из судеб”. Можешь не согласиться? Да нет, чушь, не можешь!..
Импровизация же возникает тогда, когда в нашу жизнь врывается случай. Именно он лежит в основе сего действия.

Импровизация – это создание произведения в момент его исполнения.

Любая жизнедеятельность человека может быть произведением. Вопрос только в том, как он это делает. Является ли его цель осознанной? Понятие осознанности даёт нам возможность определить наша ли это цель, нужна ли она именно нам или это очередная «программа», навязанная обществом. Осознанность – тот компонент, без которого не быть вашей импровизации.

Мастерство импровизации – это целенаправленный и осознанный выбор оптимального поведения в ситуации кризисного человеческого общения.

Кризис возникает всегда. Столкновение двух людей – уже кризис. Даже если мы хотим одного и того же, возникают полутона.

Импровизация бывает:

– грязная (структурная);

– чистая (хаосная).

Каждый человек может стать высококлассным актёром.

«Талант – ху*ня! Это миф, который вбили нам в голову.»

Людям не выгодно, чтобы все блистали на сцене. «Должен же кто-то работать», – распространённое заблуждение общества.. Зачастую люди даже представить себе не могут, что способны на что-то большее, чем просто стирка, глажка, приём звонков в каком-то маленьком офисе или раскладка товара в магазине. Но! Игровой инстинкт вшит в каждого из нас с рождения. Мы познаём мир в игре.
Детей для сьёмок выбирают только по типажу, потому как ребенок в 5 лет сыграет всё. И только со временем начинают плодиться страхи, проблемы, комплексы. Да, все они родом из детства и напрямую зависят от воспитания. Наглядным примером послужила пересказанная АН история дрессировщика Владимира Шевченко о том, что рабочий процесс зависит от того, как к животным относятся в момент их трансфера в цирк.

Вышеизложенное угнетает. Радует лишь тот факт, что всё можно «переиграть». Осознанность и адекватность нам в помощь! А еще обязательно периодически напоминать себе о том, что, когда “Не играете вы – играют вами”.

В театре 3 основных профессии. Актёр театра импровизации должен обьединять в себе качества всех трёх: драматурга, режиссера и актера. Именно в таком порядке они и расположены на оси абсцисс (визуализация). Драматург «включается» в минусе, режиссер на нуле, актер появляется последним – со знаком плюс. Что же это значит?

Режиссёр присутствует постоянно, он – над ситуацией, вне ее. Это здравый смысл, который напоминает нам о нашей цели.

Актёр:

Инструментом актера является он сам.

– тело («Управление телом – управление подсознанием»);

В кинематографе 3 плана: крупный, средний, общий.

Люди общаются на среднем плане обычно.

На крупном плане общения не ведут. Сюда относятся жесты и мимика. Общение в крупном плане – вторжение в зону личного пространства (в качестве примеров обсуждали секрет успеха знаменитостей, а также внешней политической рекламы).

Для среднего плана важны детали и зуммирование. Более обаятельным кажется человек, который управляет зуммированием глаза. Движение создаёт интерес. Глаз выдерживает без зуммирования ±300 секунд, зависит от темперамента. Если долго не происходит зуммирование, мозг продолжает работать, но отключается от внешнего мира, смысл «плывёт». Поэтому мы и выбираем места для отдыха, где доминирует один общий план. Мизансцена для зуммирования глаза.

– голос (не обязательно текст);

«Эмоции – ху*ня».
Эмоции отличаются от чувств тем, что они краткосрочны. И, чем чаще одна и та же эмоция посещает человека, тем быстрее она перейдёт в чувство. Простая зависимость формируется в течении двух недель. Актёр эмоциями не работает. Важно помнить, что, когда ты эмоционален – другие люди выигрывают.

– внутренняя речь (Это подтекст, и он имеет место быть. Внутреннюю речь не слышат, но чувствуют. Крайне важно играть не по тексту, а по смыслу. «Я – не слова, я – то, что за словами»).

Драматург:

Драматургия – запрограммированная смена впечатлений.

В основе любого спектакля лежит сюжет – последовательность событий и оценок этих событий.

Существует 5 оценок:

  • положительная
  • негативная
  • неопределенный ответ
  • отсутствие оценки
  • забирание инициативы

Зигфрид Кракауэр утверждает, что наша жизнь делиться всего 36 разных сюжетов. И во всех произведениях они повторяются.

Далее будет.