Искусство импровизации с Анатолием Неёловым, ч. 2

Продолжаем собирать свой пазл по искусству импровизации с Анатолием Неёловым.
У гениев жизнь состоит из 80 сюжетов. У нас, простых смертных, от 15 до 20 вариантов действий. К чему это? Актёр на сцене ДОЛЖЕН действовать.
Действие – это движение с целью изменения кого-либо/чего-либо. Воздействовать можно как телом, так и просто голосом.
Фиксация и передача из поколения в поколение жизненного опыта человека называется искусством.
Театр – это зрелищный вид искусства. который передает поведенческий опыт человека с поколения в поколение.
Театр состоит из 6 элементов:
- Зритель
- Исполнитель
- Изображение
- Звук
- Время
- Пространство
Внимание управляет реальностью (Лао Цзы).
Именно оно является вторым по счёту важным элементом для актёра.
Круги внимания:
- Малый круг внимания – зона на расстоянии вытянутой руки (я и я).
- Средний круг внимания – актёр + партнёр (я и другой).
- Большой круг внимания – вся сцена + зрительный зал (я и социум)
Умение переключаться с одного круга на другой, а также контролировать все три круга – адекватность актёра.
Следующей в нашей цепочке представлена вера. Инструмент, который не тренируется, работает безусловно и не требует доказательств. Если есть доказательства – это не вера, а доверие. Правда – только то, во что вы верите. Актёр должен включать веру по факту, то есть честно реагировать на предлагаемые обстоятельства. Хотите стать другим человеком? Пользуйтесь верой.
Далее в программе воображение. Оно базируется на опыте. Не бывает негативного опыта, он может быть только позитивным и определяется по источнику.
Опыт в процентном соотношении:
Личный – 80%
Наблюдательный – 15%
Косвенный – 5%
Больше всего у нас косвенного опыта 80%, личного 5%. Мы не так активно действуем. Наша жизнь на 5% заполнена настоящим действием.
Сюрприз! Показатель личного опыта можно поднять только с помощью воображения, а чтобы развивать воображение мы должны стать пожирателями жизненного опыта других людей, изложенном в книгах, фильмах, сериалах.
На втором месте у драматурга расположился стиль/жанр/способ донесения мысли до зрителя.
Всё до невозможности просто. Признаваться в любви надо так, как этого хочет другой человек, а не так, как хочешь ты. Можно сделать это лирично, комедийно или же гротескно. Драматургию побора способа определяет цель.
Как в жизни, так и в театре, лучше даже сказать – особенно в театре присутствует много парадокса. Мания величия и комплекс неполноценности в одном лице и прочее. И вообще, хороший актёр – это воин парадокса.
Каждый конкретный случай рассматривается отдельно. Алгоритмы при этом есть.
Тема и идея, они не приходят сами, поэтому запомним же навсегда, что безыдейные произведения никому не интересны.
Идея – это психоэмоциональный отклик, который ваш зритель унесет с собой.
Мы должны нести ответственность за время, которое отнимаем у людей – самое дорогое, что у нас есть в принципе.
Тема же равняется объекту. Необходимо собрать всю информацию об объекте, и тема сформируется сама.
На первом месте у режиссёра характер. Его задача состоит в том, чтобы управлять вниманием зрителя, в чем очень важен темпоритм.
Далее по списку пространство и время.
Точный расчёт пространства и времени – это и есть режиссура.
Вернемся к темпоритму. Что ж это такое? Главное правило: он должен быть!
«Режиссер чувствует время кожей». Понимаете? Не должно быть монотонности. Изменения создают интерес.
Чтобы было по-живому необходимо убить монотон.
У темпоритма есть золотое сечение. Это оптимальное соотношение сторон для гармоничного восприятия человеческим глазом.
Любое художественное произведение имеет своё начало и конец – свою внутреннюю драматургию.
Схематично это выглядит так:
-
Пролог (кто?/где?/чего хочу? – 5-10%)
-
Основная часть (сюжет/перепетии, – 50% и более)
-
Кульминация (принятие окончательного решения, – 1/2 пролога)
-
Епилог (финал)
Фильмы, которые хочется пересмотреть по несколько раз, сняты именно по этой схеме. Ещё момент: его интересно смотреть с любой минуты.
Далее будет.
Одним из лучших и интереснейших упражнений для меня послужили следующие задания:
1. Признание в любви
2. Почувствовать время кожей
В первом было больше всего эмоций, так как ребята каждый раз выражали разный подход к объекту своего задания и по разному пытались выразить свои эмоции. Самым интересным стало то, что большая часть говорила про какие-то свои переживания, а не то что возможно хотел бы услышать человек)
Что касается второго то все очень просто. Простое упражнение и простое выполнение. Однако очень интересно было проверить себя )