“Одержимость – это инструмент” с Мишей Костровым

Автор annaslysh

Первое занятие 2-го курса. Вторая группа

Одержимость – это то, что заставляет персонажа двигаться вопреки всему. И даёт энергию… Мало хотеть, мало стремиться. Твой персонаж должен быть одержим своей целью.
Нормальный человек не интересен драматургии.

Кино и театр занимается правдой внутри вымысла. Не просто интересно, но и достоверно. И пограничный персонаж, на грани сумасшествия, но “в рамках нормы” всегда интересней в наблюдении… именно он удерживает интерес зрителя. Возможно, ещё по той причине, что он менее предсказуем.

Одержимость – это инструмент:

– помогает исправлять сценарные “проколы”; способ обойти логику (всегда можно дать оправдание действиям персонажа, если видеть/понимать/осознавать, что он немного повернут, главное оправдано)

– помогает накапливать/аккумулировать энергию (одержимый человек идёт к цели годами; выжидает, планирует; любой ценой; целенаправленное и бесповоротное стремление достичь цели даёт энергию полного сосредоточения)

– внимание(!) (если ты просто хочешь, ты способен игнорировать, пройти мимо, отказаться; одержимый человек не может, его внимание всегда будет приковано к объекту вожделения)

– полное погружение в действие (одержимый человек хочет сам участвовать в процессе, быть задействованным; Гамлет мог нанять киллера…)

– это не фиксация, но она может включать в себя множество мелких фиксаций (способы и методы достижения цели, которые “разрешают” двигаться дальше)

Объектами одержимости могут быть: человек (объект “любви/ненависти”), вещь (алкоголь), место (в фильме “Достучаться до небес” герои стремились увидеть море), идея (я рождён властвовать)

Построение конфликта.

Одержимость помогает создавать конфликт (двигатель драматургии)

  1. Внутренний конфликт (Священник одержим религией и женщиной, что вызывает противоречие само по себе)
  2. Внешний – два персонажа одержимы разными объектами – отличный конфликт
  3. Если один персонаж одержим, а второй притворился, то первый сильнее априори, в нём больше энергии. 

Одержимость невозможна без препятствия. Она приходит не когда можно, а когда нельзя. Когда у человека по той или иной причине появилось желание “получить назад”. И нам, зрителям/наблюдателям/актёрам/партнёрам, важно задаться вопросом: “Вот этот немного странный персонаж… А что он потерял? Что его так заставляет стремится к этому, вопреки всему? От чего он в жизни задыхается, что ему нужно именно это? Что он компенсирует этим? Какую боль, он глушит?”

“Кто был ничем, тот станет всем”

В аудитории прозвучал вопрос: Чем одержимость отличается от фанатизма?

Ответ: Фанатик уже обладает желаемым. Одержимый человек – стремится к цели. И когда достигает её, объект своей страсти, его настигает полное разочарование. Весь смысл существования умер… Пустота.

Вопрос: В чем разница между одержимостью и преодолением препятствий на жизненном пути/стремлением чего-то достичь?

Ответ: Есть трудности, которые тебя не разрушают, а создают. И ты способен сменить цель. Одержимость – это саморазрушение. Против природы. До конца. Любой ценой.

Упражнение 1

Мы разбрелись в вольном порядке по аудитории и Миша начал давать указания встать ровно, закрыть глаза и несколько раз повторил: “не чесаться, не поправлять одежду” И да. После очередного повторения на “запрет” в теле появляются ощущения чесотки и “одежда таки сидит неудобно”. Упражнение было дано на прочувствовать: запретите себе что-то и именно этого обязательно захочется.

Поставьте себя в это состояние “нельзя” и вы будете хотеть именно этого. “Запретный плод сладок”

Упражнение 2

  1. В паре один герой отвечает на любую реплику только “да”, второй герой любыми доступными ему словесно-эмоциональными методами пытается “достать” партнёра и сбить его с линии “да”
  2. Задание аналогичное, но ответ всегда “нет”

Разные впечатления и ощущения остались у студийцев после. Кому-то было легче говорить “да”, кому-то наоборот – “нет”

По моим ощущениям: ответ “да” больше был похож на самоуверенный пофигизм: “ты тут говори, конечно, раз хочется…” Ответ “нет” стал барьером, который хочется пробить/доказать/опровергнуть. Отрицание само по себе порождает конфликт…

Упражнение 3

Первый партнёр одержим бытовым вопросом, второй партнёр одержим глобальным/бытийным вопросом. Они встречаются в этюде двумя мирами, но каждый остаётся в своей реальности. 

– Ты совсем перестал смотреть в мою сторону! Господи, давай хоть на два дня уедем в другой город!?

– Ты видела? Вон он побежал с яйцами! Рыжая усатая скотина! Это сосед всех их на нас натравил, тварь! Ну ничё, у меня и на него яду найдётся. Не зря же фамилия его – Тараканов!

Наблюдения/ощущения: когда каждый герой одержим своей целью, между персонажами происходит энергообмен, каждый хочет заманить в свою тему; диалог, в котором каждый решительно говорит на своём языке доходит до эмоциональной кульминации и, в какой-то момент, ощущается необходимость этот накал скинуть… лучший метод – уйти в юмор.

В этом упражнении хорошо можно прочувствовать обесценивание другого человека и сколько энергии в этот момент приходит к тому, кто обесценивает. Вампиризм чистой воды. 

Упражнение 4

Первый партнёр молчит. Второй партнёр задаёт тему этюда и должен пробить это молчание. Главная задача – верить в происходящее. Молчание становится истинно оправданным и интересным, когда актёр берёт на себя предлагаемые обстоятельства партнёра, тогда каждое движение брови ли, всего тела ли становятся читабельными. Тогда вырисовывается настоящий диалог между словом и молчанием.

Здесь рождается глубина драматургии.

После этого упражнения в аудитории родился вопрос про одержимость и энергию. В чём же взаимосвязь? И как это работает?

Ответом было новое задание. “Забери у меня платочек?”

После чего мы узнали, что одержимость не тратит энергию, а накапливает её. Чтобы выхватить платочек, ты останавливаешься, замедляешься и наблюдаешь за движением, траекторией, ритмом… и выжидаешь. Полная концентрация на объекте. Ты реально начинаешь маньячить. Вот она одержимость. И находишь момент, когда резко удаётся выхватить “добычу”.

Сконцентрированный персонаж привлекает внимание, тогда как сверхактивный – кажется глупым и менее значимым. Даже отрицательные герои в своей манере очень обаятельны.
Если вы хотите помочь партнёру, нельзя ему потакать. Конфликт рождается в противопоставлении.

Опытный актёр разрыв с партнёром всегда может использовать как создание нового контакта. Аналогия: статичный нерушимый берег и вечно движущиеся волны. Волна приближается к берегу и нарастает, нарастает, нарастает… и разбивается, омывая собой берег. 

Упражнение 5

Каждый пишет себе задание-цель на этюд. Главное – это должно быть конкретное действие партнёра в рамках этюда. Чья цель достигнута первой, тот и выиграл. Например: 

  • чтобы он меня обнял
  • чтобы она села возле меня на лавочке
  • чтобы он поднял стул
  • чтобы она сняла с меня рубашку

Ты входишь в этюд с конкретной целью, которая определяет твоё поведение, обостряет внимание на всех действиях и словах партнёра, чтобы “не исполнить” его желания… вы играете в шахматы. Такой процесс включает все возможности бдительности.

Сложности: навык концентрации нужно вырабатывать, так как без практики трудно держать все детали во внимании и играть этюд. Однако, с наличием четкой цели, быстрее рождаются средства достижения. Полное вовлечение.

P.S. Сериал “Экзорцисты” официально открыл второй сезон

“Мир изнывает в желании поиграть с нами…”