Работа с поэтическим текстом – М.Костров (02.10.2019)

Автор Мария Демянчук

Технология работы с поэтическим текстом в этюдах по шагам:

0. Выучить текст) вызубрить. чтоб он не мешал. совсем.

1. Переписать текст в прозе. ручкой/карандашом. на бумаге. – современным языком передать смысл происходящего. Найти выражения, которые вызывают у меня максимальный психоэмоциональный отклик.
(Важно учитывать исторический, социальный контекст материала. Когда была написана пьеса? Например, эпоха Возрождения: центры культуры и искусств в Европе – крупные университеты, литература и литературная речь формируются под влиянием идей, способов мышления и изъяснения, принятых в просвещенной среде. Так, иносказания в это время – не метафора, а единственный способ обозначения, наименования предметов и событий. Кто персонаж, из какой социальной среды, “касты”, каковы его отношения с другими персонажами, что допустимо было ему высказывать вслух, на что было допустимо надеяться. Так, в речи персонажа из высшего сословия по отношению к “низшим” мог быть сарказм, в обратную сторону – вряд ли; то же относится и к способу подачи – словам.
Так раскапываем, о чем же на самом деле говорят герои 🙂 Ужасно интересно!)

2. Поиск смыслового действия, мизансцены через внутренний монолог, событийно-оценочную цепочку, эмоциональную правду действий на основе п.1.
Для правды сценического действия необходима внутренняя правда, однозначное внутреннее действие, для этого в каждый момент времени держать в фокусе четкую цель. “Актерское “хочу” = что я делаю, чтобы хоть на йоту приблизиться к цели.”
(Помнить о логике поведения персонажа и социальном контексте в эпоху создания пьесы.)

3. Возврат к оригинальному поэтическому тексту.

4. Мизансценирование с поправкой на костюмы и реквизит.

5. Поиск темпоритма. Ритмический текст задает соответствующую ритмику движений – поймать ее, развить в контакте с партнерами.

Цель такой схемы – чтобы слова перестали быть важны, да не впадем мы во искушение играть текст: “слишком много внимания тексту – пропадает правда”. Главное – стремление к цели, выполнение задач.

Tips.
– Если актеры уже в самом начале в “удобной”, “правильной” мизансцене – дальше по движению им делать нечего.
– Играть на разрыве контекста, искать свою краску, форму.
– Многослойность:
социальный слой (в контексте времени создания пьесы),
личностный (мое личное отношение к проблеме, персонажам),
отношенческий (отношения между персонажами),
театральный (техника, принятые приемы и средства, архетипы),
драматургический (взгляд автора)…
– Всегда играть от партнера. В каждый момент понимать, кто из них (других персонажей) важнее, где фокус внимания.

Дополняйте 🙂

Личка.
.. Засифонил старый вопрос по поводу “осовременивания” классики. Раньше думала, что в некоторых жанрах допустимо, но сегодняшнее Мишино сравнение с классикой музыкальной нормально хлестнуло. Не знаю. Не хочется опять впадать в обобщения, только другого рода. Мне все же кажется, можно пробовать, если не из желания эпатажного шоу на громком имени, а когда действительно рвется наружу новая форма. Такое ведь бывает) Как минимум, в качестве способа репетирования.
.. Мишино “в Средневековье целью наук и искусства было не совершить открытие, а приблизиться к постижению божественной гармонии” гулко срифмовалось с Чеховским “творя, мы познавали” и уперлось в непраздный вопрос, было ли какое-то более-менее общее или, недайбох, официально одобряемое понимание божественного – как его понимали тогда, как понимаем мы сейчас? Мы же сегодня тоже в некотором роде оказываемся в средневековье духа.
.. С тоской поймала себя на том, как до сих пор легко прощаю неправду на площадке, когда чувствую что-то не то, неуютно по телеске или в интонациях или что? – трудно поймать, разобраться, почему; легче пропустить, “простить” за удачные находки. Странно и беспокойно, ведь один из основных фокусов как раз в том, чтобы не соглашаться на полумеры, “изображение”. Очень хочется как-то справиться с этим вирусом.