Бессловесные действия, оценки, реакции (занятие с Еленой Вахрамеевой)

Автор lidiya_ponomarenko

Тело актера – это колодец, в котором жизненные впечатления накапливаются и извлекаются, когда нужно.(Симона Синьоре, французская киноактриса)

У меня есть тело. Но только провалившись в глубокий колодец, я ощутила его своим. 15 ноября, в пятницу, меня столкнули. 

Голову сдавило тисками, глаза метались в поисках спасения. Я никак не могла вдохнуть, выдохнуть тоже. Руки двигались хаотично, несинхронно, судорожно цепляясь за стены колодца. Пальцы растопыривались, сжимались в кулаки, замирали, потом обмякли. Из груди наконец-то смог вырваться крик, из глаз — слёзы.

Потрясение.

Пока падала вниз, пережила целую гамму чувств и эмоций: шок, страх, отчаяние, растерянность, недоумение, грусть, злость, ярость, безразличие, смирение…

Не сойти с ума помогла вера. Вера в предлагаемые обстоятельства. 

Создавайте другую Вселенную, Вашу собственную, двигайтесь необычно, дышите, чувствуйте — не играйте, – услышала я голос преподавателя школы-студии актёрского мастерства и  импровизации театра “Чёрный квадрат”, Елены Вахрамеевой. 

Так и не долетев до дна колодца, чтобы там разбиться, вдруг взмываю и оказываюсь МаленькимПринцем, который с любовью и упоением шаманит над своей планетой-новинкой. (Подарок человечеству ведь нужен особенный!) Глаза горят, щёки пунцовые, улыбка блуждающая (чем не Чеширский Кот?). Вкладываю всю свою любовь в эту лепнину. Дышится легко, радостно, и лишь местами дыхание сбивается от волнения, желания одарить.

Зрачок ищет, за кого бы зацепиться —  партнёра для вручения подарка. (Не разбрасываться же новыми вселенными!) Радость, любовь, восторг, одержимость гейзером вырываются из макушки и струятся волосами по шее, плечам, лопаткам. Удивительно! В теле больше нет зажимов. Оно свободно. А в голове — осознанная ясность того, что я чувствую и что, при этом, делаю.

Глаза в глаза: сейчас, вот именно здесь и сейчас, нет ничего важнее моего партнёра. Мы учимся ЖИТЬ актёрами. Всё верно, не показывать, не играть — проживать это мгновение и быть максимально честными.

Не изображай грязную, согнутую жизнью ложку — БУДЬ ею, – слышу совсем рядом голос Лены. Из левого глаза неожиданно для меня самой  катится слеза. – Огонь! – снова слышу Лену и продолжаю верить в себя как никогда. (Я ведь ложка!)

И знаете, что ценно? Самое неожиданное. Когда твой партнёр озадачивает настолько, что ты просто не можешь не быть этим его ожиданием. Если облажался, соврал, то обязательно выйдет нелепая пантомима, а этой лжи не нужно никому — ни актёру, ни зрителю. 

Не замирай, пока партнёр говорит свою реплику  — задавай себе вопросы: “Что я чувствую? (Я скрываюсь,  угнетаю партнёра, радуюсь за него?)” и “Что я при этом делаю?”. Выброси лишний текст и движения. Сцена не терпит неоправданной суеты. Проявляй состояния через процесс.Например: если я вытираю стол в угнетённом состоянии, то как я это делаю? Процесс и проблема — в одной упряжке, так что будь честным и…

– Дыши! – напоминает Лена. В зале уже намного теплее: сопуны, рычуны, крикуны, молчуны надышали атмосферу в нашей театральной студии. Запах актёрского “седьмого пота” опьяняет. Как же поразительно точно нас предаёт дыхание! От него не скроется ни одна наша эмоция, не утаится чувство. Можно молчать, как рыба, и при этом продышать: “Я люблю тебя”, – или выдохнуть: “Уходи! Ненавижу!”, – а может, даже задохнуться: “Помогите! Отпустите!”.

Дыхание — актёрская мощь, точка входа в нужное состояние. Дышите — и дано будет вам в теле. Тело не соврёт. Вы прочувствуете, честно проявите, проживёте, и наградой станет вера зрителя: как будто не вы — сам он пережил всё это.

Бессловесные оценки, действия, реакции — мощные проводники актёра к сердцу зрителя, палочки-выручалочки, когда вдруг забыл текст и паралич из-за кулис грозит навалиться на тело твоего персонажа и расплющить его публично… Но нет! 

Дыши, меняй положение тела, не замыкайся в себе, выходи наружу и включай любимое трио — все круги внимания! Что ты чувствуешь? Что делаешь? Какую цель преследуешь? (Или это она тебя преследует?). Ответь себе.

Решай задачу! У тебя для этого есть все инструменты. Ты же — актёр. Будь. И даже если тебя “столкнули в колодец”, не бойся удара о дно. Падают, чтобы взлететь.

Я раскрылась, почувствовала падение в себя и полёт из себя. Лена, спасибо, что была проводником.

Автор: Лидия Пономаренко

Фото: Елена Назаренко