БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Автор lidiya_ponomarenko

(занятие “Ритмика, ансамблевость, образность” со Всеволодом Сорокой)

– Приведу простой пример! Вот ты жуёшь жвачку, и типа ты – крутой. Бывало с вами такое? Как будто жевание придаёт уверенности в себе, крутости. Но дело не в самой жвачке, – хитро улыбаясь, говорит Сева Сорока (преподаватель Школы-студии актёрского мастерства и импровизации Театра “Чёрный квадрат”), – челюсть проделывает этот фокус с вами! Или, например, брови (те же ключики!): поднял их – и ты уже удивлённый! Изучай свои телесные ключики к состояниям с любовью: такие фокусы можно проделывать и с руками, и с ногами… Жизнь тогда становится намного интересней!

После этих слов Севы мы, актёры-третьекурсники, получаем задание изучать наши ступни: двигаться так, как не привыкли в повседневной жизни – странно, неестественно, с разной скоростью. Тут же включается мозг: – Думай давай, думай! Ходить, скакать, бегать надо необычно… Срочно придумай что-нибудь! Но в том-то и секрет: придумывать ничего не надо – нужно довериться своему телу, прислушаться, отпустить, чувствовать – в общем, быть

Движемся, и от движений ощущаем ритм – не только свой внутренний, но и ритм партнёров. И дело здесь не в том, что “от топота копыт пыль по полю летит”… Такое чувство, что наша актёрская группа как будто подключается к какому-то единому ритмическому центру. Каждый, вроде бы, сам по себе, но в то же время в ансамбле с другими. 

Сева: “Жизнь тогда намного интересней!”

От ступней наш тренажный актёрский маршрут прокладывается к коленям, тазу, груди, плечам, рукам и пальцам, шее, лицу. От телесных усилий на лицах наших проступают эмоции, дыхание тоже меняется – приобретает оттенки отношений, чувств, а внутри рождаются истории: кто я такой, какой именно, что делаю и чувствую, где я, с кем; какие у меня цели, умыслы и задачи… Много всего! Таким образом, через тело и наше воображение, происходит зарождение в актёрском нутре образов, идей, состояний, персонажей. – Так своей погодой внутренней (актёрской) ты можешь через тело управлять, – акцентирует наше внимание Сева. – Нужно лишь поверить, что это возможно, это реально, и это меняет вообще всё.

Маша старается довериться своему телу
Аня + Стас = изменение партнёра

Но не только изменение положений тела меняет актёров – нас преображают партнёры. Однако, чтобы перевоплощение произошло, мы должны доверять(-ся) партнёру. Для этого, ещё в самом начале занятия, мы работали (читай “творили”) в парах. Расскажу, как всё было.

Партнёр стоит к тебе спиной, глаза закрыты, тело расслаблено. Лёгкими массажными движениями ты помогаешь ему окунуться в состояние максимальной расслабленности. Руки прикасаются к телу партнёра: от макушки – до кончиков пальцев на руках и ногах (обходя интимные зоны). В этом тактильном контакте нет сексуального подтекста – лишь служение партнёру, чтобы он мог эгоистично побыть в этом расслаблении, ощутить, как из тела уходят зажимы, как оно становится свободным и наполняется энергией. И когда твой партнёр уже наполнен своим, уникальным, состоянием, наступает твой черёд: теперь служат тебе.

Сижу на полу. С высоты роста на меня смотрит Аня, пристально, долго, молча. Я тоже смотрю и молчу. Каждая из нас в своём теле, но во внимании к другой. Смотрим друг на друга, не отрывая глаз. Вдруг в этом молчании (и, казалось бы, бездействии) у меня меняется дыхание, а глаза Ани наливаются слезами. Что произошло? Отвечу просто: с нами случился контакт. Тело невольно, без подсказок, подаётся вперёд. Встаю, чтобы обнять Аню. А в голове – наша, прожитая на двоих, история. Но ведь её ещё надо воплотить на сцене.

“Антизеркало” Люды и Дарины

Пока мы обнимаемся, на сцену уже выходят наши первые импровизаторы – Люда и Дарина. По заданию преподавателя, им предстоит побывать в “зазеркалье” – сделать упражнение “антизеркало”. Суть его такова: первый партнёр принимает какое-то необычное положение тела (так, как чувствует), второй – повторяет партнёра с точностью до наоборот, т.е. если один согнут, другой разогнут; ноги/руки первого скрещены в замок – значит, оппоненту нужно раскрыться, и так во всём. Лично мне вспомнилась школьная математика: это напомнило доказательство методом от противного. И вот, что интересно: если, например, немного развернуть одного из партнёров к залу, а другого оставить на той же линии, что и был, то их сцена перестанет быть плоской – приобретёт объём. Никогда бы не подумала, что геометрия пригодится мне для описания нюансов актёрской игры… 🙂 

Вика и Артём создают объём

Подводя доказательство “театральной теоремы” к занавесу, отвечу на последний вопрос: “Зачем мы, актёры, расслабляем тело и учим его двигаться непривычно?”. Чтобы быть разными здесь и сейчас, на сцене.  Чтобы не играть тексты ролей, а проживать смыслы. Честно. Вовлекая в них зрителя. Чтобы театральные фолловеры охотно наполняли не только социальные сети, но и зрительные залы театров. Да будет аншлаг!

Текст и фото: Лидия Пономаренко