13.03.21 СОН Жени Колораша в группе 1.3

Від Марина Максименко

Мне доводилось неоднократно играть в СОН в период обучения 3 года назад, и я обожаю эту игру! Иногда такое в голову приходит, что сам не ожидаешь. Но чаще интересно обнаружить, что в голове у других людей, какие неожиданные к ним могут прийти фантазии и повороты сюжета. И это очень обогащает собственную фантазию. Но всё по порядку.

В начале занятия мы рассуждали на тему, что вообще такое воображение и зачем оно нужно актёру. Были следующие мысли:

  1. Воображение помогает представить то, чего нет на самом деле, поверить в предлагаемые обстоятельства, чтобы перевоплотиться в непривычную для себя роль.
  2. Воображение замещает отсутствие личного опыта придуманным.
  3. Воображение обосновывает простые действия, происходящие на сцене, наполняет их смыслом, подтекстом, заряжает энергией.
  4. Воображение помогает наполнить образ отыгрываемого персонажа с помощью продумывания его прошлого и предыстории текущих событий.
  5. Воображение крайне необходимо для импровизации, когда сюжет строится по ходу дела, и необходимо вести дальнейшее повествование на основе подмеченных изменений или заданных партнёрами действий.
  6. Воображение необходимо для пробуждения эмоций, поскольку невозможно просто на заказ, например, пустить слезу или искренне засмеяться.
  7. Короче, без воображения актёру никуда…

Далее Женей был задан интересный вопрос: а в чём разница между воображением и фантазией? Ответ я бы сформулировала так: фантазия более оторвана от реальности, нежели воображение, которое в основном оперирует личным или заимствованным опытом. Не зря слово “фантазия” и слово “фантастика” имеют общий корень.

Мы попробовали отследить реакцию тела на работу воображения, представив сперва вкус лимона, затем вспомнив какой-то постыдный случай жизни, а затем – радостный. Каждый раз тело откликалось особым образом. Были затруднения в том, чтобы погрузиться в воображение, абстрагируясь от реальности. Женя рекомендовал тем, кому сложно представить перед глазами воображаемые события, практиковаться в домашних условиях.

Далее Женя объяснил, что игра в СОН, да и вообще сновидения, как правило являются смесью воображения и фантазии, когда в логическую цепочку событий вклинивается что-то несуразное и бредовое, что-то такое, чего на самом деле не может быть. И дальнейшая цепочка событий переходит в другую реальность, при этом оставаясь логичной до следующего вкрапления фантазии.

После мы приступили к основной части занятия. Поделились на пары, первый номер делал массаж второму, второй громко пел или декламировал стих, потом менялись.

Второе задание было нам уже знакомо – Зеркало. Мы повторяли движения друг друга, незаметно передавая инициативу.

Третье задание называлось Игра в Ниндзю. Нужно было стоять в боевой стойке и по очереди пытаться рукой попасть по руке партнёра, а партнёр руку убирал. При этом каждый раз нужно было замирать в позе нападения/уклонения, а не возвращать руку в боевую позицию (в этом у нас с партнёршей была главная проблема). Если попадали по руке, эту руку нужно было спрятать за спину и продолжать “бой”. Когда руки заканчивались, начинали заново. Для меня это упражнение было не столько на реакцию, сколько на внимательность, потому что тупила я постоянно.

Затем было упражнение на проявление различных эмоций. Мы начали бродить по залу, разговаривая по воображаемому телефону с воображаемым собеседником, а Женя задавал нам тон разговора: обиженный, влюблённый, восторженный, напуганный, любопытствующий. При этом мы все, как оказалось, неправильно держали “телефон”, подменяя его рукой.

Следующее задание было веселее. Нам нужно было представить, что мы утром собираемся перед зеркалом, делая некие манипуляции с собой и воображаемыми предметами, а Женя вводил различные условия: сборы на нелюбимую работу (в этот момент кто-то очень искренне матюкнулся), на свидание, на встречу с вип-персонами, для эпатажа. И каждый раз один и тот же процесс принимал разные оттенки и акценты. Иногда я невольно замечала других в этом процессе. Очень интересно наблюдать за чужим восприятием заданных условий, и местами очень смешно))

И вот мы вплотную приблизились ко сну. Сначала мы рассказывали друг другу в парах свои реальные сны (попробуй их ещё вспомни!), затем, поменявшись парами, сочиняли сны на ходу, что оказалось даже несколько проще. Потом снова менялись парами и уже сочиняли совместный сон, забирая друг у друга слово, когда партнёр производил несколько изменений внутри сна, либо терялся, что делать дальше. Нужно было при этом дотронутся до партнёра, принять его последнюю позу, произнести его последнюю фразу и продолжить повествование. Мы с партнёром разошлись не на шутку, было невероятно весело, даже записать захотелось этот творческий опус. Но кто ж его теперь вспомнит… После упражнения был задан вопрос о том, что делать в момент, когда иссякает фантазия. Женя отвечал на этот вопрос постепенно в течение всего оставшегося времени, поэтому полный ответ попробую сформулировать уже в конце конспекта.

Закончив работу в парах, мы разбились на три группы и продолжили видеть сны уже в большом коллективе. Повествование по моим ощущениям не очень хорошо вязалось (возможно, только потому, что мне есть, с чем сравнивать), но это и нормально, когда правила игры ещё только в процессе освоения. Интересно узнать впечатления тех, кто играл в первый раз:) В заключение мы стали показывать свои сны по группам, и это здорово, поскольку уже не надо было перекрикивать другие группы и тужиться услышать своих. Получилось феерично!:)) Жаль, что не все отважились выйти в круг…

Если подытожить, то для интересного сна необходимо следующее:

  • рассказывать от первого лица, транслируя то, что творится в твоём воображении;
  • демонстрировать происходящие события, пользуясь воображаемыми предметами, жестикулируя в соответствии с настроением, отыгрывая воображаемые процессы;
  • избегать долгих рассуждений и описаний, чтобы в рассказе было минимум 70% действий и событий;
  • попадая в тупик можно вставить появление нового персонажа, либо самому перевоплотиться, либо резко поменять обстановку, либо начать какой-то процесс (убегать/копать/лететь и т.п.)
  • чтобы удерживать внимание зрителя, периодически менять громкость и скорость повествования;
  • сохранять баланс между воображением и фантазией, чтобы рассказ не превращался в обычную историю или наоборот в поток концентрированного бреда.

Какие ошибки были у нас в процессе игры:

  • забывали принимать позу предыдущего рассказчика и повторять его последнюю фразу;
  • слишком быстро сменяли друг друга, не давая внести свою лепту в рассказ (одна девушка однажды успела только повторить фразу предыдущего человека, как её уже сменили);
  • не реагировали на попытки сменить, продолжая заготовленную речь;
  • начинали отыгрывать персонажа вместо того, чтобы рассказывать от первого лица;
  • зависали в описании того, что я вижу, собственных размышлениях и рассуждениях.

В целом было очень круто! Гнали от души:) Мы совершили путешествие по закоулочкам коллективного подсознания, не имея ни малейшего представления, куда попадём. Даже сочиняя личный рассказ и имея некую начальную задумку, мы всё равно в процессе повествования выходили на неожиданную сюжетную линию. Я много практиковалась в этом, сочиняя сказки своим детям. Очень рекомендую такую практику, она помогает довериться своему воображению и фантазии, и они никогда не подведут!

Спасибо Жене и всем-всем за наше совместное безумие:)