20.03.21 СОПР от Владимира Тагвея в гр. 1.3

Від Марина Максименко

Сегодня мы изучали технику СОПР (событие-оценка-пристройка-реакция). Но прежде, чем перейти к теоретической части занятия, мы провернули несколько упражнений.

Для начала мы встали в круг и размялись с помощью игры в “хей-хо”. Мы перебрасывали друг другу невидимый мячик. Во время ловли нужно было произносить звук “хей”, а во время броска – “хо”. При этом нужно было максимально задействовать и голос и тело, а перед броском успевать чётко посмотреть партнёру в глаза, иначе бывали моменты недопонимания. Под конец мы так ускорились, что сложно было уследить за полётом невидимого мяча, было очень весело и зажигательно. Я так зарядилась, что не терпелось приступить к следующему заданию.

Далее мы хаотично бродили по залу, меняя скорость движения в диапазоне от 0 до 10 и меняя направление по хлопку. Затем мы продолжили бродить, превращаясь в заданные сущности. То в обиду, то в славу, то в зависть, то в страсть, то в любовь. Нам нужно было изображать не состояние, а именно сущность. Как выглядело бы одиночество, будь оно живым существом? Как бы оно двигалось, как бы оно звучало, смотрело по сторонам? Нужно было перевоплощаться в собственную интерпретацию. Правильных вариантов не было, были только личные вариации. Интересный опыт. Только звучать я немного стесняюсь.

Потом мы поделились на пары (необходимо было выбрать кого-то, с кем ещё не успели хорошо познакомиться) и в течение двух минут пристально разглядывали друг друга. А после этого по очереди давали друг другу описание: какую профессию, какое семейное положение, какие черты характера и особенности поведения, какие предпочтения в той или иной сфере мы предполагаем в этом человеке. Всё, что в голову приходит. В моём случае сперва включалась интуиция, а потом голова всё передумывала. Интуиция верно подсказала мне профессию партнёрши, но я попыталась опереться на какие-то признаки её внешности и детали одежды, чтобы угадать. Так же и в других вопросах, чувствовала я одно, а додумывала другое. И правы были именно чувства.

Володя рекомендовал упражняться по жизни наблюдать за людьми и строить гипотезы касательно их образа жизни, их истории, привычек и прочего. Это поможет развивать воображение и наблюдательность, а в будущем позволит качественно импровизировать с партнёрами.

После этого началась теоретическая часть.

Итак, СОПР представляет собой цикл поведения актёра на сцене в самой простой форме. Событие (“Что произошло?”) – оценка (“Что я об этом думаю?”) – пристройка (“Что я собираюсь исходя из этого делать?”) – реакция (“Что я делаю?”). Реакция является событием для партнёра и запускает цикл поведения с его стороны. Пройдёмся по каждому этапу цикла.

Событием может стать что угодно, в том числе и отсутствие события. Всё зависит от воображения актёра. Событие может быть направленное (касается непосредственно партнёра) и ненаправленное (происходит на виду у партнёра). Также событие можно разделить на три рода:

  1. Первый: происходит со мной (личный опыт)
  2. Второй: происходит вокруг меня (наблюдённый опыт)
  3. Третий: происходит в мире (косвенный опыт)

Оценка – это мыслительный процесс, отражённый на лице и в теле, поэтому, чтобы зритель поверил, необходимо всё проговаривать внутри себя с помощью внутреннего монолога. Оценка может быть положительной или отрицательной. Нейтральная оценка называется пробрасыванием события, поскольку когда партнёру фиолетово, то и обсуждать тут нечего. Желательно такой оценкой не пользоваться.

Пристройка – это намерение (обнять, ударить, уточнить), которое возникает в результате оценки и выражается некими действиями (подойти, засучить рукава). Сама реакция может быть прямо противоположной пристройке. Так бывает, когда подходишь к своим детям с непреодолимым желанием треснуть, но в последний момент нападаешь на них с щекоткой:) Пристройка может быть сверху (Родитель), снизу (Ребёнок) и наравне (Взрослый). То есть либо из позиции “я прав(а)”, либо из “я НЕ прав(а)”, либо на равных.

Реакция может проявляться разными способами:

  • эмоционально (смена настроения)
  • вербально (словесно)
  • физически
  • ментально (задумчивость)

Как правило реакция является миксом этих проявлений, но на каком-то из них делается больший акцент.

Пауза управляет важностью события. Если пауза незначительная, то и событие для партнёра такое же. А чем она длиннее, тем важнее событие, поскольку пауза равнозначна длине внутреннего монолога (кстати, во время монолога желательно отводить глаза от партнёра, чтобы обозначить погружение в себя). Даже из пустяка можно сделать важное событие, и наоборот. Всё в руках актёра. Но делать событие из каждой реакции, затягивая оценку, не стоит, иначе действо превратится в фарс.

Далее мы учились реагировать по-разному на одно и то же событие, которое нам в парах задавал партнёр. Мы меняли пристройки, оценки и реакции (например, + снизу физически или – сверху словесно), и это было очень интересно. Я даже не ожидала, что можно так по-разному отвечать на одно и то же событие.

После работы над различными реакциями мы сделали ещё одно упражнение, которое позволило свободно прогуляться по всем оттенкам эмоций, пристроек и оценок. Для этого мы поменялись парами и стали вести очень простой диалог. Один человек всё время говорил только “да”, а другой – только “нет”. Получался такой незамысловатый спор, так хорошо всем знакомый с детства)) При этом нужно было менять подачу слова: то напирая, то умоляя, то заискивая, то злясь.

В заключение несколько желающих пар показали свои реакции на события на сцене.

Домашнее задание: играться с реакциями в повседневной жизни. Добавлять нестандартную реакцию на обычные события, ставя в тупик окружающих (рассмеяться, взглянув на билетик в автобусе, подозрительно поднять глаза на человека, передавшего обычный документ и т.д.)

Занятие было очень крутое и интересное. Спасибо Володе и всем причастным за драйвовое настроение!