31.03.21 Телесная выразительность Елены Вахрамеевой в гр. 1.3

Від Марина Максименко

На этом занятии мы заново знакомились со своим телом. Я часто наблюдаю, как мои дети с любопытством тыкают себе пальцем в глаз, или настойчиво бьют себя ладонью по лбу, или как-то выкручиваются, лёжа на животе. Мы работали несколько иначе, но тоже весьма интенсивно.

Для начала мы поговорили в кругу о теле в контексте актёрского мастерства. Тело является инструментом актёра, так же, как голос, эмоции и интеллект. Существует такое понятие, как картина тела, означающее совокупность всех зажимов, манер, форм и тому подобного. Картина рисуется на протяжении всей жизни. Что-то формируется помимо нашей воли в следствие жизненных ситуаций, будь то травмы или повторяющийся эмоциональный опыт, вызывающий определённую мышечную или гормональную реакцию, неосознанное подражание, а может быть и сознательная выработка каких-то навыков, которые затем распространяются на повседневную жизнь. Задача актёра – выйти за рамки сложившейся картины тела, расшевелиться, расширить свой диапазон движений, научиться чувствовать тело и использовать его для понятного выражения внутреннего мира персонажа. А для этого с телом нужно для начала познакомиться, вспомнить, какие части тела у нас есть, какие внутри них жилочки, косточки, мышцы и т.д. Грубо говоря, сперва себя “расчленить”, а затем заново “собрать”. Этим мы и занялись.

Сперва мы попробовали, сидя в кругу, почувствовать своё тело, как оно расположено и как давит на пол. Затем прислушались к нему, какое положение оно хочет занять, и выполнили его желание, потом снова и снова, пока на полу не образовалось лежбище котиков.

Затем мы поднялись на ноги и под музыку перемещались по залу, осознавали своё тело по частям, начиная со стоп и постепенно поднимаясь к голове. В процессе осознания мы прислушивались к ощущениям именно в этой части тела, прожимали её руками, осознавали объём (важно было при этом никак не оценивать его величину, а просто исследовать). Мы пробовали по разному двигать этой частью тела, изучая его подвижность (мне понравилось больше всего ощущать под ладонями подвижность своих суставов как присутствие жизни в моём теле). И в заключение мы позволяли этой части тела двигаться так, как ему хотелось, отдавая ему полное управление. Получалось это не всегда, поскольку так или иначе хотелось двигаться красиво, разнообразно и даже эффектно, но тем не менее временами я ловила моменты, когда список последующих шагов в мозгу был пуст, а тело как-то тем не менее двигалось. И это было очень круто!

В заключение мы прошлись руками по всему телу, начиная с головы, передавая внимание то рукам (я прикасаюсь), то исследуемой части тела (ко мне прикасаются). Та ещё задачка. И наконец мы собрали воедино всё тело, осознали его целиком и начали двигаться, стараясь сохранить эту осознанность во время движения.

Далее мы неожиданно разбились по парам. Задача была следующая: один человек называет любую часть тела, а другой начинает ею двигать, затем первый человек называет следующую часть тела и т.д. Тут важно было не стесняться, а включиться в совместный процесс изучения тела, просто один изучал его со стороны, а второй – изнутри. К сожалению, если партнёру было неинтересно изучать своё тело, то и со стороны смотреть было тоже откровенно скучно.

Затем мы поменялись парами и к предыдущей задаче добавился ещё один пункт: необходимо было задавать ещё и скорость движения, либо и вовсе говорить “стоп”. В момент остановки легко было проверить, включена ли осознанность, поскольку в этом случае человек замирал сразу и полностью, а в противном – что-то да болталось. Когда подошла моя очередь, партнёр сказал мне “Ну, готовься!”, но не успела я подготовиться, как начался безумный спорт. Партнёру нравилась скорость. Зато раздвигалась я знатно.

И вот мы снова поменялись парами и подошли к кульминации нашего занятия – к парному танцу. Нужно было, сохраняя зрительный контакт и осознанность в теле, двигаться в связке, кому как хотелось, при этом наблюдая за партнёром. Нужно было стараться балансировать вниманием “вовне” и “внутрь”, и в случае успеха получался очень гармоничный дуэт. Затем звучала команда “контакт”, и с этого момента нужно было продолжать танец, соприкасаясь друг с другом различными частями тела. Точка соприкосновения постоянно блуждала и менялась, но не должна была разрываться. После команды “завершаем” нужно было постепенно закончить свой танец. Мой партнёр сразу сказал мне “Ты обречена”, имея ввиду свои навыки танцора. Но не успела я обречься, как начался безумный танец. Мы таращили друг на друга глаза, но как ни странно этот визуальный контакт таки помог нам создать совместный неповторимый стиль, весьма несуразный, но очень весёлый. В итоге мне очень понравилось.

На том и разошлись. Спасибо огромное Лене за воссоединение с телом и напоминание, какое значение имеет каждая его часть в привычной жизни.

Домашнее задание: утренние потягушки с осознанием своего тела, добавить эту осознанность в повседневные дела, а перед сном опять же пройтись по себе мысленным взором с головы до пят (или наоборот). И так каждый день!

P.S. Мы говорили на занятии о том, что в человеческом теле находятся зажимы, а в этих зажимах живут определённые эмоции. Так вот, похоже я так здорово раздвигала свои зажимы, что когда я оказалась дома, меня накрыло такой тучей каких-то страхов, вины и тревог, взявшихся из неоткуда, что я чуть не разрыдалась. Я даже ощущала, что у этой тучи есть своя плотность, которая меня сдавливает. Пришлось слегка помедитировать перед сном, чтобы не сойти с ума. Вот и шевелись после этого. То ли дело на диване полежать – и никаких тебе тревог…;)