21.04.21 Атмосфера Галины Шиллер (гр 3)

Від Марина Максименко

Занятие проходило в режиме он-лайн, и мне было очень любопытно, каким образом можно провести атмосферное занятие, подобное тому, что я уже посещала 3 года назад. Я целиком доверяла Гале, хотя и у неё были сомнения в успехе. Однако, на мой взгляд, всё удалось! Кроме периодически пропадающего звука.

Для начала мы поговорили об атмосфере. Нужно было заранее прочитать отрывок из труда Михаила Чехова, посвящённый атмосфере, но я прочитала уже после. И конечно, значение атмосферы сложно переоценить, она даёт наполнение той форме, которую актёр изображает на сцене. И восприятие одной и той же формы будет абсолютно разным в зависимости от атмосферы. Веселье на площади в парке или на кладбище или в гостях у лучшего друга. Контраст внутренней и внешней атмосферы, борьба между ними создаёт особенно глубокое впечатление у зрителя.

Помимо чтения, нам ещё нужно было перед занятием посетить несколько мест, имеющих выраженную и разную атмосферу, прислушиваясь к своим ощущениям. И в начале занятия мы делились увиденным и прочувствованным. Это был парк, храм и детская площадка. Галя в это время дала задание в процессе прослушивания наполняться описываемой атмосферой и позволять телу двигаться, исходя из полученного наполнения. Движения могли быть какими угодно и даже не соответствовать нашим представлениям о том, на что они должны быть похожи. Они могли оказаться резкими и динамичными в атмосфере умиротворённости весеннего вечернего парка. Цель была – довериться своему телу и его импульсам.

Затем мы бродили по своей комнате и прислушивались к своим ощущениям в разных её уголках, позволяя телу откликаться на эти ощущения с помощью движений или каких-то поз. Мне было очень трудно отпустить контроль и распознать разницу в ощущениях. Так что есть над чем работать. Под конец этого упражнения нужно было найти наиболее приятное местечко и в нём остановиться.

После этого Галя называла различные виды атмосферы (пугающая, влюблённая, сексуальная, гнетущая, величественная, гламурная и т.п.), а нам нужно было наполниться изнутри и наполнить всю комнату этой атмосферой. И только после этого позволить телу двигаться. При этом движения должны были либо поддерживать, либо усиливать ощущение названной атмосферы. Следить нужно было только за тем, не создаётся ли циклических движений. Только в этом случае мозг мог вмешаться, разорвав замкнутый круг, и сразу же снова уйти в наблюдение. При этом нужно было запоминать и ощущения в теле и движения, которые просятся, заполняя таким образом личную библиотеку реакций тела на атмосферу. Тоже далось мне нелегко, оказалось трудно уйти от шаблонности и просто включить наблюдателя.

Следующее задание было ещё интереснее. На этот раз Галя включала музыку, и предлагала нам самим определить для себя атмосферу этой музыки, подключить воображение, образы, своё состояние, предлагаемые обстоятельства – и отпустить своё тело двигаться, но ни в коем случае не танцевать. К сожалению, звук сильно искажался, пока добирался по сети Интернет до моих наушников, но тем не менее образы всё равно приходили. При чём очень неожиданные. То я бегала по ромашковому полю, то спускалась в склеп и ложилась в гроб, а потом передумывала и шла жить дальше, то крутила попой на пьяной вечеринке, то оплакивала утонувших на Титанике, будучи одной из выживших. Кому-то приходили не человеческие образы, а образы цветов или летучих мышей. Это было очень интересно. И отталкиваться от образов было гораздо проще, чем угадывать атмосферу мелодии.

А потом мы выключили свет, зажгли свечи и повторили своё путешествие по комнате, но уже в другой атмосфере. Затем устроились возле свечей и снова отдались воображению и движениям тела. Образы приходили абсолютно разные. Мы потом подробно делились ими. Кто-то видел в свече костёр в лесу, я увидела себя мечтательной девицей, вернувшейся после бала.

После этого мы опять включили свет, хотя было немного жаль расставаться с этой атмосферой мистики, романтики и загадочности. Следующим заданием было взять элемент гардероба и надевать/снимать его в определённой атмосфере, которую опять же называла Галя. Именно в этот момент, когда я величественно натягивала рубашку, в комнату ворвались дети. Я сперва раздосадовалась, но затем приняла их в свою атмосферу, величественно гладила по голове, гнетуще прощалась с ними, надевая тюремную рубашку (кстати, то что они при этом игрались, хихикали и чмокали меня, ни о чём не подозревая, ещё больше усиливало атмосферу подавленности внутри), и т.п.

В конце занятия мы пробовали контрасты внутренней и внешней атмосферы. Например, существовали в атмосфере любви с ощущением себя главным или жертвой. Пробовали атмосферу зла (что вообще мне не удалось из-за скачущих по кровати и хохочущих детей) с чувством влюблённости внутри. Это конечно очень сильно. На контрасте ощущения гораздо ярче.

И в заключение Галя предложила нам снова зажечь свечи и порелаксировать под чарующие звуки ханга. Дети наконец улеглись рядом со мной, а старшая даже прошептала “Это фантастика”. Вот такая у нас получилась на десерт атмосфера.

Сердечно благодарю Галю за это путешествие между реальностями в совершенно обычной комнате, а также всем, кто путешествовал в свои параллельные миры и рассказал о них. Это было очень интересно!