«Слово за слово» 4 фазы конфликта

Занятие «Слово за слово»
Во вчерашнем практическом занятии (15.03.2012) лекционная часть занимала очень маленький отрезок времени. Но эти минуты стали путешествием в одну из самых важных частей импровизации и театра в целом. Это – конфликт.
Анатолий Николаевич, в буквальном смысле, на пальцах показал ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ КОНФЛИКТА
1 ФАЗА «Ты дурак – сам дурак»
Слушай, зачем ты приготовила омлет? Я же просил оладьи
-Муки не было
-Так а чё ты не купила?
-Хотел оладьев – сам бы и купил
-Слушай, ну ты чё, тупая что-ли? Ты же тут на кухне главная. Ты должна следить за всем этим
– А ты?,… тебе только подавай, ты хоть раз мне в чём-то помог?…вот я тебя попросила вчера бельё развесить…
2 ФАЗА «Ты дурак – я дурак»
-Лен, ну зачем ты сказала Петру Ивановичу о том, что мы собрались ехать в Чили, а потом в Бразилию на карнавал?
– Ну я думала он обрадуется
– Да он мне теперь отпуск не даст.
– Прости, дорогой, я глупо поступила
– Конечно глупо, он теперь будет думать, что я его перед фактом поставить хотел
– Я всё испортила, мы теперь никуда не поедем. И я в этом виновата
– Блин, ну почему ты так тупишь всегда?
3 ФАЗА «Я дурак – ты дурак»
Эта фаза отличается от второй инициативой
-Катюшь, прости что накричал на тебя тогда возле магазина, не смог сдержаться
– Да ты никогда не можешь сдержаться
– Да, мне видимо стоит обратиться за помощью к специалисту
– Давно пора
– Я понял, что все окружающие от меня страдают, я приношу близким боль. Как тогда: Роме сказал, чтобы он не приходил больше к нам. Он же просто пошутил. Пошло, конечно, за столом, но всё равно, мне кажется – я переборщил
– Ты не только с ним переборщил
– Блин, почему только сейчас я понимаю, что я выплёскиваю СВОИ проблемы на окружающих?
– А у тебя их много.
4 ФАЗА «Я дурак – я дурак»
– Знаешь, Саш, мы эту сделку продинамили из-за того, что я рассмеялся, когда этот помощник в очках, рассказывал про свою маму. Мой смех никому не понравился
– Да причём тут твой смех. Это всё из-за моей суеты. Они увидели меня – и у них желание сотрудничать пропало.
-Да нет, Владимир Петрович улыбался, когда на тебя смотрел, ты ему понравился. Просто у меня реально опыта не хватило дожать
– У тебя опыта? Не смеши. Это просто мой дешёвый костюм, бутафорский можно сказать и вспотевшие холодные ладони. Говорят, руководители высокого ранга, ну, или кто в этом разбирается, специально чуть дольше удерживают чужую ладонь в своей. Так они определяют, – нервничает человек или нет, искренность там…проверяют… так вот мои ладони…
-Да какие ладони, это мой …..
и т.д. и т.п.
Так вот, смена фазы во время игры – это один из ингредиентов волшебного блюда интереса.
Также добавлю по-поводу действия, так как актёр на сцене, в первую очередь, действует: Действие – это целенаправленное и осознанное движение с целью изменения партнёра. Действие может быть словесным, физическим (телесным) и внутренним. Внутренне выражается посредством первых двух. А комбинация рождает, соответственно, комбинированное.
Игровая практика на занятии в четверг 15 марта началась со слов Анатолия Николаевича:
– Ну что ж, вы знаете, как играть, – играйте.
В зале прошелестел смешок.
– Я не сказал, что вы УМЕЕТЕ играть, но вы знаете. Вперед, поехали.
И, собственно, мы поехали.
Я решила подвести итоги наиболее часто повторяющихся ошибок. На чем мы спотыкаемся? Да на самом очевидном! Вот это самое обидное. Так что начну вспоминать.
1) Не отвечайте вопросом на вопрос.
2) Верьте во все то, что говорите. Представляйте каждую деталь происходящего, чувствуйте каждое слово, которое произносите. Это поможет не наигрывать.
3) Помните о статике, будьте интересны и естественны в своих движениях.
4) Старайтесь, чтобы зритель видел ваше лицо.
5) Сотрудничайте со своим партнером, прислушивайтесь к тому, что играет он, не замыкайтесь в себе и своей идее происходящего. Прежде чем начать говорить, вы можете несколько секунд присмотреться друг к другу, понять настроение партнера, чтобы узнать, что играть. Избегайте несоответствий во избежание недоразумений.
6) Помните про оценочно-событийную цепочку.
7) Если не знаете, что ответить, то делайте, что угодно, только не повторяйте слова партнера. Зритель не дурак, он все поймет.
8) Помните про интонационный рисунок. Никакой монотонности. Все эмоции должны отражаться на голосе, вы же их чувствуете, черт возьми 🙂
9) На все вопросы уже даны ответы! Если человек забегает в комнату и кричит: Я уезжаю! , партнер не может спрашивать: Куда? . Все, уже конфликт! А зритель, да и вы тоже, разберетесь по ходу диалога.
10) Конкретика в ответах на вопросы! Вы должны знать, что играете. А не отвечать абстрактно, потому что не придумали.
Неправильно:
– Где ты была вчера вечером?
– А ты что, не знаешь?..
Ну если он спрашивает, то это очевидно, что он не знает.
А, кстати! Не говорите об очевидном. Если партнер сердитый, то не говорите:
– Ой, ты такой сердитый.
Зрителю это не интересно слышать, он это видит 🙂
11) Не сглаживайте конфликт.
Это все, что пришло мне в голову сейчас. Сил, удачи, ВНИМАНИЯ нам всем )
Да, и не жалейте, давайте мне подзатыльники в комментариях и в жизни, если что-то неправильно написала