Игры воображения с Юрием Кляцкиным (28.10.12)

По просьбе Неёлова начинаю с того, что явка в среду суперобязательна. С заполненой анкетой и записаным потоком сознания.
Надеюсь, никто не пожалел, что вместо выборов, выбрал занятие о развитии фантазии и воображения;)
Воображение и фантазия – те качества, без которых актеру никто не поверит, в первую очередь сам актер. Да и игра будет пресной и неинтересной. Фантазия – умение придумать, собрать из обрывков реальности новые образы (и чем больше ваш опыт и знания, тем больше у вас стройматериала). Воображение – умение представить придуманное. И не только визуализировать, а и услышать, унюхать, осязать, попробовать на вкус. Все то скрепляется верой в происходящее.
В детстве практически все игры подключали фантазию и воображение: мы искали клады, учились в Хогвартсе, и брали корабли на абордаж. С возрастом внутренний ребенок оброс обязанностями вести себя серьезнее и не витать в облаках, и стал взрослым. Так что, для включения фантазии и воображения достаточно… Вспомнить детство.
Начали мы с упражнения “Луг“. Представили себя посреди луга, посмотрели на солнце, полюбовались цветком, сьели любимую конфету. Вот на конфете и вычисли первую проблему: сложности с представлением вкуса. Но все в себе можно и нужно прокачать. Юра посоветовал практиковать ежедневно воображение вкуса: сьел курочку, через пару часов вспомнил, представил. Так же можно подтянуть и обоняние, и звук.
Следуйщее управжнение было “Белая-белая комната с белым-белым кубом”. В нем мы целево прошлись по вкусу и тактильным чувствам: накатили коньячка, закусили лимончиком (чем ярче вкус, тем легче его представлять), запустили руки в миску с опарышами, почуствовав отвращение (тоже неслабое чувство), промокли-высохли, замерзли-высохли. Неожиданной и очень эмоционально сильной была концовка упражнения: мы одни в бескрайней пустыне, нам хочется пить, губы трескаются, сверху жарит солнце… Мы понимаем, что умрем в этой пустыне от жажды… Я не знаю, могут ли течь слезы при обезвоживании, но у меня потекли, так стало жалко себя.
В предыдущих упражнениях мы не сильно концентрировались на представлении звука и вот, настала его очередь. С закрытыми глазами, мы слышали шорох за спиной, отчаянные крики, звук затвора около твоей головы. Со звуками, мне во всяком случае, было легче всего справляться.
Настало время открыть глаза и увидеть море прямо в зале, услышать шум волн, ощутить бриз, почуствовать под ногами песок. У кого-то были сложности с воображением моря вместо сцены и накладывать фантазию на реальность, но зато ушла одна маленькая неправда – опущенные веки.
Чем дальше упражения, тем ближе к детским играм. В детстве я обожала выдумывать ловушки и препятствия и вот оно, упражнение “Лабиринт”. Мы идем по лабиринту в лучших традициях Индианы Джонса: выдумываем отравлемые стрелы, опадающий пол, загадки. Ближе к концу лабиринта, мы находим посказку, у меня подсказка в лучших традициях дзен-буддизма “Все преграды существуют у тебя в голове. На худой конец, в голове у Кляцкина”, так что выйти не составляет трудностей и я сижу и наблюдаю за ребятами, которые не могут выйти из лабиринта, а ведь скоро в него запустят ядовитый газ! У некоторых ребят на лице отчаяние, хочется за них переживать. Вот это актерство!
В предпоследнем упражнении мы накладывали на зал свой мир и были в нем исследователями. Кто-то попал в дворец в сказочный дворец, кто-то в языческий храм, кто-то в сверекретную лабораторию. Я попала в огромный зверинец: пантеры в клетках, дивные птицы гадят сверху. Но потом оказалось, что это зверинец сумашедшего гения, создающего новых босховских зверей, уродливых и страшных. Пыталась освободить животных, но у меняч ничего не получилось…
Последнее упражнение: “Мы – суперубийцы”. Рендомно разделились по двое и ищем спальню своей жертвы в хорошо охраняемом особняке. Мы безшумные, ловкие и умные, переговариваемся специальными жестами, исследуем дом. Мы, конечно, идеальные машины убийства, но одному из нас подстрелили ногу, второму попали в живот. Мы идем к своей жертве – это дело чести, помогаем друг другу, обливаемся потом. Я умираю, надо мной плачет Саша (Саша, спасибо тебе огромное, ты отличный партнер и я за тебя очень переживала, умирая). Нас обнаруживают. Остается только один и пускает себе свинец в лоб. У меня во время упражнения наступил катарсис.
Я сделала из занятия только один вывод для себя: Если хорошо воображаешь и веришь в происходящее, играть не нужно. Темп ходьбы сам собой ускоряется и замедляется, когда нужно, учащается сердебиеие, текут слезы.
Кто вынес еще что-то, дополняем! Юра, огромное спасибо за прожитый опыт.
В играх с воображением хорошо одно: проболел, пропустил – можешь прямо дома под одеялом повоображать. Но все равно жалко, видимо, интереснейшее было занятие. спасибо за подробный отчет!
Особое спасибо Сергею Романенко, с которым мы были супер убийцами. Так вот когда, я, умирающий, лежал на полу и истекал кровь, эта сволочь не пыталась меня спасти, или хотя бы крепко сжать руку, и посмотреть так в глаза, сильно-сильно. Ну я все таки умираю. Наперничек… И так я умер в одиночестве…
С воображением у меня проблем не было. Скорее наоборот – было сложно вернуться в реальность. Особенно вывело из баланса “представьте, что вы умираете в пустыне”. Как-то очень легко представилось, вся жизнь перед глазами пролетела…
Очень понравился лабиринт. Я не только придумала сам лабиринт, но и ощутила себя другим персонажем. Мне казалось, что я герой компьютерной игры, и мной управляет игрок, который сидит где-то сзади по ту сторону экрана. Я была то в больнице, то в лабиринте из фигурных кустов под открытым небом, то в подземелье замка иллюминатов.
Сложным оказалось упражнение в паре. Непривычно делить свою фантазию на двоих. Кажется, что от этого она становится хуже, хотя на самом деле наоборот. Для того, чтобы умело импровизировать, скажем в Мафии, как раз необходимо тонко чувствовать партнера, буквально по микромимике улавливать, о чем он думает, что хочет сказать. В общем, пора развивать эмпатию и переставать быть вещью в себе))
Воображение и фантазия – двигатель творческого мышления!!)
Хочется сказать спасибо Юре за занятие! Я наверное впервые испытала удовольствие от чувства безысходности и отчаяния (в упражнении с пустыней и с киллерами)… И еще раз для себя поняла – В НАШЕМ МИРЕ ВСЕ ВОЗМОЖНО!!. Все возможно тогда, когда человек позволяет себе опять стать ребенком! Ребенок внутри меня дал возможность испытать любопытство, восторженность, азарт от воображаемого мною мира!
Трудностью стало нахождение баланса между внутренней концентрацией и внешней..Но это все дело практики!