Тамара и демон

Автор Ольга Выходченко

Обожаю такие спектакли. Быт и бытие сплетаются воедино и пляшут на моих нервах целых два часа, пока происходит сценическое действо. Вдвойне интересно было смотреть, т. к. совсем недавно я прочла пьесу Алексея Курилко, по которой собственно и был поставлен спектакль. Различия есть. Некоторые вещи нельзя описать словами, а можно только показать при помощи филигранной игры. И это очень круто! Потому что когда смотришь спектакль точь в точь сделанный по книге, думаешь “а зачем я пришел? ничего нового”. А тут интрига. Вроде и знаешь, чем все закончится, но смотреть все равно интересно. Пытаешься угадать: а как они это обыграют? а как это покажут? а такого в пьесе вообще не было, но выглядит круто и т. д.
Говорят, что самое ценное в отзывах – это критика. Но я поступлю плохо и обойдусь без критики. Просто подробнее расскажу, что понравилось.

1. Режиссура. Как я уже говорила, спектакль сильно отличается от пьесы. Не словами, не сюжетом, а именно с точки зрения постановки. Оценки, жесты, какие-то микродвижения, мизансценирование. Появление персонажей из-за колон, возврат во времени, когда оживляют Тамару, проход зомби – все это создает какую-то Дантевскую атмосферу. Будто попал в страшную сказку, где и безопасно и боязно одновременно. Как в детстве, когда ты лежишь дома под одеялом, мама читает сказку, а ты боишься злого волшебника, хоть и понимаешь, что это выдумка. А вдруг нет? Так и в спектакле – смотришь, вроде знакомые актеры: Леша, Полина, Вася…а потом на какое-то мгновение веришь, что никакие они не актеры, а самые что ни на есть настоящие потусторонние силы. У Леши вообще какая-то инфернальная харизма от природы. Магия – что тут еще сказать?)))

2. Мое почтение всем актерам, но особенно Васе и Алексею. Самое, на мой взгляд, замечательное то, что им удалось сделать своих персонажей неоднозначными. Васин ангел обладает отрицательной энергетикой, а Лешин демон – наоборот, положительной. Я просто кайфовала от этого контраста (все же его заметили?). Ангел подчиняется Богу по своей воле, выполняет Его указания, но иногда, кажется, завидует демону. И Тамара ему похоже тоже небезразлична.
Понравилось также, что не понятно до конца любит ли Тамара демона или он просто ловко манипулирует ее сознанием. Он ведь может. И не очень то она с ним счастлива, а когда любишь, то обычно бываешь счастлив. Неоднозначна и природа чувств демона. Особенно красноречив его диалог с Богом, когда он говорит: “оживи ее хотя бы и бездушной”. Можно ведь очень по-разному это трактовать. Зачем она ему бездушная? Разве такая настоящая любовь?
Я уверена, задумалась не только я, но и многие зрители. После спектакля ко мне подошла женщина и спросила, в какой книжке эта пьеса. Мол ей очень понравилось, но больше половины не понятно, поэтому захотелось более внимательно ознакомиться с материалом и вникнуть в то, что хотел сказать автор. Я считаю, это показатель.

3. Музыка, костюмы, реквизит. Все работает на атмосферу. Нечего даже комментировать. Ах, да! Сцена, где персонаж Кости Данилюка показывает Богу прилет инопланетян – это нечто.

4. Стихи. Я очень люблю стихи. Для меня хорошо сочиненные стихи – это как мантра, как молитва, которая гармонизирует пространство вокруг. Эталон в этом смысле для меня Пушкин. Когда читаешь Евгения Онегина, аж мурашки по коже – это ж надо так излагать свои мысли. Стихи Алексея – это тоже нечто совершенно особенное. Я их полюбила еще с просмотра Егора Лютого (“Птицы, ломитесь ко мне на балкон…”), а тут целые 2 часа стихов. Клааааааасс!!

5. Я считаю, что один из показателей настоящего искусства – это заразность. Творчество рождает творчество. Настоящее всегда вдохновляет. Зрительницу спектакль вдохновил купить книгу и прочесть пьесу, меня – прочесть Лермонтовского “Демона” и придумать сюжет для нового этюда.

Поэтому, надеюсь, спектакль этот будет идти чаще, а Алексей напишет еще не одну пьесу в стихах. Заранее благодарю и жду с нетерпением!))