Слово за слово с А.Н.Неёловым 9.01.13

Я бы на это занятие променяла пару лет своей жизни – вот честно! Потому что после него, я надеюсь, жизнь моя потечет несколько иначе. А все потому, что Анатолий Николаевич, как я уже писала когда-то, учит нас не играть, а именно жить и жить по-настоящему. Что может быть ценнее этого? Дальше конкретика…
Началось все с обычного “Слово за слово”. Стол, 2 стула, кровать и пять минут, чтобы договориться с партнером кто мы, где мы и что мы хотим. Было разное, но в основном как обычно: кабинет врача, многочисленные квартиры, школа и т. п.
Анатолий Николаевич разрешал всем переначинать по 3-4 раза и очень подробно рассказывал об ошибках. Вот некоторые из замечаний:
1. Не играть ситуацию. Играть отношения.
2. Не отвечать вопросом на вопрос. То есть, возможно, иногда в рамках драматургии оно и надо, но вообще это плохо. Рвется событийно-оценочная цепочка.
3. Нужно выходить на сцену уже “каким-то”, причем желательно каким-то интересным.
4. Быть интересным – значит быть неоднозначным. То есть любить и ненавидеть одновременно, быть наглым, но при этом смущаться, грустить и веселиться, то есть все время быть на контрасте.
5. Играть не только словами, но и поведением – постоянно менять позы, положение тела, интонацию голоса, взгляд.
6. Забирать друг у друга инициативу.
7. Не пропускать события. На все давать оценку.
8. Постоянно пытаться обмануть зрителя и даже своего партнера. Говорить и делать то, что меньше всего ожидают (в пределах разумного).
9. Нужно хотеть что-то друг от друга. Без цели играть нельзя.
10. Не застывать! Тело должно постоянно двигаться. Пусть это даже будут микродвижения.
Далее Анатолий Николаевич сказал очень интересную фразу: “Хороший актер всегда социопат”. То есть его поведение выходит за рамки общепринятого. Это не значит, что он напрашивается на услуги скорой психиатрической и рискует примерить рубашечки с завязывающимися рукавчиками. Просто этот человек постоянно играет. В реальной жизни, со своими друзьями, знакомыми, коллегами и прочими смертными. Как по мне, яркий пример – Мюнхгаузен из фильма “Тот самый Мюнхгаузен” и Веня из “Закрытых пространств”. На них интересно смотреть. А все потому, что их поведение практически непредсказуемо. Никогда не угадаешь, что он будет делать в следующий момент – засмеется или заплачет, уйдет или останется, ударит или обнимет. Обманывать и обманываться – это же весело! У меня даже азарт какой-то проснулся. Это ж над каждым знакомым можно поставить маленький эксперимент: кого-то заставить огорчиться, кого-то развеселить, кому-то дать надежду – главное, чтобы все подопытные верили и велись. Люди в таком контексте становятся гораздо более интересными. И почему я раньше так не жила? Потому что привыкла ко всему относиться слишком серьезно. А надо во все играть. Жизнь ведь и так игра. По типу компьютерной, только интерфейс покруче.
Дальше было самое интересное. Слово за слово по три минуты с Анатолием Николаевичем. Успели, правда, не все, но мне посчастливилось (спасибо, Леша Егармин) и это незабываемые ощущения. Не только у меня – у всех. В конце занятия обсуждали, чем отличается игра нас друг с другом и нас с Анатолием Николаевичем. Отличия разительные. Во-первых, уровень энергии. Энергии, которая достигается поведением, а не словоблудием. Жесты, взгляд, выражение лица часто гораздо более красноречивы, чем слова.
Анатолий Николаевич частенько “подставлял” партнера, то есть давал не ожидаемые события и оценки, отсюда возникало естественное удивление и как следствие интерес.
Во-вторых, контакт. Все как-то сосредоточились и настроились быть в контакте, потому что понимали, что если будут тупить, сыграют хорошо и без них, а хочется же быть причастным к игре.
Но что самое ценное для меня – это то что я первый раз за все обучение в студии пережила чувство абсолютного доверия к партнеру. Я понимала: даже если я облажаюсь, Анатолий Николаевич это обыграет, а значит бояться нечего, продумывать какие-то ходы заранее не надо, можно расслабиться и просто импровизировать в свое удовольствие. Так это же кааааайф! Совсем другое дело. Это не страшно, не больно и не кусается)) А то выходишь обычно и в голове уже такое: “Значит так, говорим об этом, если он то, тогда я это, если это не скажет, я ему другое событие и т.д.” Это таааак напрягает. А потом и играешь с таким мучительно напряженным лицом и думаешь, а чего это у меня ничего не получается? В искусстве как и в физике “действие равно противодействию”. Пока ты своего партнера пытаешься контролировать, он сопротивляется. Как только отпускаешь – жизнь налаживается. В общем, как-то так. Море впечатлений после занятия и ощущение счастья. Простите, если что-то забыла. Надеюсь, дополнят в комментах. Всем добрых снов!))
Да, что уж тут дополнишь? Все довольно подробно расписано. Могу лишь сказать, что удовольствие от занятие получили огромное. Опыта набрались, пусть даже не один этюд дальше тридцатой секунды не ушел. С некоторыми даже работали почти индивидуально (из Димы Степина вышибали актер-актерыча). Пусть я и не сыграла в тех трех минутах с Анатолием Николаевичем, но получила удовольствие, пока он объяснял Леше, что нужно делать на собственном примере и со мной. Я вынесла из этого опыта, что в паре должен быть один лидер, а другой чуть более слабый энергетически – тогда играть проще, да, в течение этюда они могут меняться ролями, но всегда должен быть кто-то сильный. А когда две амебы на сцене – это не интересно, как, в прочем, когда два лидера и каждый рвет в свою сторону.
Спасибо Анатолию Николаевичу за занятие, и за волшебный пендель в виде напоминания про этюды, про мафию, про “до и после…” и т.д.