Слово за слово с А.Н.Неёловым 9.01.13

Автор Ольга Выходченко

Я бы на это занятие променяла пару лет своей жизни – вот честно! Потому что после него, я надеюсь, жизнь моя потечет несколько иначе. А все потому, что Анатолий Николаевич, как я уже писала когда-то, учит нас не играть, а именно жить и жить по-настоящему. Что может быть ценнее этого? Дальше конкретика…

Началось все с обычного “Слово за слово”. Стол, 2 стула, кровать и пять минут, чтобы договориться с партнером кто мы, где мы и что мы хотим. Было разное, но в основном как обычно: кабинет врача, многочисленные квартиры, школа и т. п.
Анатолий Николаевич разрешал всем переначинать по 3-4 раза и очень подробно рассказывал об ошибках. Вот некоторые из замечаний:

1. Не играть ситуацию. Играть отношения.
2. Не отвечать вопросом на вопрос. То есть, возможно, иногда в рамках драматургии оно и надо, но вообще это плохо. Рвется событийно-оценочная цепочка.
3. Нужно выходить на сцену уже “каким-то”, причем желательно каким-то интересным.
4. Быть интересным – значит быть неоднозначным. То есть любить и ненавидеть одновременно, быть наглым, но при этом смущаться, грустить и веселиться, то есть все время быть на контрасте.
5. Играть не только словами, но и поведением – постоянно менять позы, положение тела, интонацию голоса, взгляд.
6. Забирать друг у друга инициативу.
7. Не пропускать события. На все давать оценку.
8. Постоянно пытаться обмануть зрителя и даже своего партнера. Говорить и делать то, что меньше всего ожидают (в пределах разумного).
9. Нужно хотеть что-то друг от друга. Без цели играть нельзя.
10. Не застывать! Тело должно постоянно двигаться. Пусть это даже будут микродвижения.

Далее Анатолий Николаевич сказал очень интересную фразу: “Хороший актер всегда социопат”. То есть его поведение выходит за рамки общепринятого. Это не значит, что он напрашивается на услуги скорой психиатрической и рискует примерить рубашечки с завязывающимися рукавчиками. Просто этот человек постоянно играет. В реальной жизни, со своими друзьями, знакомыми, коллегами и прочими смертными. Как по мне, яркий пример – Мюнхгаузен из фильма “Тот самый Мюнхгаузен” и Веня из “Закрытых пространств”. На них интересно смотреть. А все потому, что их поведение практически непредсказуемо. Никогда не угадаешь, что он будет делать в следующий момент – засмеется или заплачет, уйдет или останется, ударит или обнимет. Обманывать и обманываться – это же весело! У меня даже азарт какой-то проснулся. Это ж над каждым знакомым можно поставить маленький эксперимент: кого-то заставить огорчиться, кого-то развеселить, кому-то дать надежду – главное, чтобы все подопытные верили и велись. Люди в таком контексте становятся гораздо более интересными. И почему я раньше так не жила? Потому что привыкла ко всему относиться слишком серьезно. А надо во все играть. Жизнь ведь и так игра. По типу компьютерной, только интерфейс покруче.

Дальше было самое интересное. Слово за слово по три минуты с Анатолием Николаевичем. Успели, правда, не все, но мне посчастливилось (спасибо, Леша Егармин) и это незабываемые ощущения. Не только у меня – у всех. В конце занятия обсуждали, чем отличается игра нас друг с другом и нас с Анатолием Николаевичем. Отличия разительные. Во-первых, уровень энергии.  Энергии, которая достигается поведением, а не словоблудием. Жесты, взгляд, выражение лица часто гораздо более красноречивы, чем слова.
Анатолий Николаевич частенько “подставлял” партнера, то есть давал не ожидаемые события и оценки, отсюда возникало естественное удивление и как следствие интерес.
Во-вторых, контакт. Все как-то сосредоточились и настроились быть в контакте, потому что понимали, что если будут тупить, сыграют хорошо и без них, а хочется же быть причастным к игре.
Но что самое ценное для меня – это то что я первый раз за все обучение в студии пережила чувство абсолютного доверия к партнеру. Я понимала: даже если я облажаюсь, Анатолий Николаевич это обыграет, а значит бояться нечего, продумывать какие-то ходы заранее не надо, можно расслабиться и просто импровизировать в свое удовольствие. Так это же кааааайф! Совсем другое дело. Это не страшно, не больно и не кусается)) А то выходишь обычно и в голове уже такое: “Значит так, говорим об этом, если он то, тогда я это, если это не скажет, я ему другое событие и т.д.” Это таааак напрягает. А потом и играешь с таким мучительно напряженным лицом и думаешь, а чего это у меня ничего не получается? В искусстве как и в физике “действие равно противодействию”. Пока ты своего партнера пытаешься контролировать, он сопротивляется. Как только отпускаешь – жизнь налаживается. В общем, как-то так. Море впечатлений после занятия и ощущение счастья. Простите, если что-то забыла. Надеюсь, дополнят в комментах. Всем добрых снов!))