Занятие по игре “Мафия” с А.Н. Неёловым (16.01.2013)

Ох не думала, что сочинить и сыграть вступительные и последние слова на Мафию будет так сложно! Играли Плоты и все время казалось: ну ничего, будет Мафия, там и блеснем, ведь слова можно подготовить заранее. Не тут то было! Даже не смотря на то, что это не первое занятие по Мафии, и Анатолий Николаевич не далее как неделю назад очень подробно разбирал с нами ошибки, сегодня “те же и там же, только в профиль”. Подробнее дальше.
Итак, напомню структуру вступительного слова:
1. Имя, род занятий.
2. Личные качества.
3. Особенности.
4. Почему приехал в отель. (не обязательно)
Можно, конечно, эту структуру нарушать, но только если вы делаете это гениально.
Дальше ошибки и замечания:
1. Нельзя делать из своего персонажа идиота.
2. Нельзя играть персонажа, который по возрасту или по каким-то другим причинам не подходит лично вам (например, 18-летний сексопатолог явно нарушает веру зрителя в происходящее).
3. К существительным добавлять эпитеты, желательно не самые ожидаемые. Например, если вы говорите, что персонаж любит кокаин, то скажите уже какой именно))
4. Из уст Анатолия Николаевича часто звучали слова: “Долго. Скучно. Нет конкретики” (расшифровывать не буду).
5. ВАЖНО! Персонаж должен быть иностранцем (желательно), а значит имя выбираем соответствующее. Это ж не отель в Турции, где одни москвичи.
Род занятий персонажа должен позволять ему поехать на острова и остановиться в респектабельном отеле. То есть маргиналов не играем. Также не играем воров, убийц и прочую нечисть. Персонаж должен быть со странностями, но в целом позитивным.
6. Энергетика. Подача. Темпоритм. Не делать необоснованные паузы, но и не тараторить.
Что касается последнего слова, то тут печаль печальная. Облажались практически все, и я в том числе.
Правила простые: не поучать, не давить на жалость, избегать пафоса и долгих вступлений, рассказывать историю, а не толкать философию и очевидные истины. Увы и ах! Нормальных слов было раз два и обчелся. Кто-то говорил искренне, но впадал в пафосный трагизм, кто-то просто говорил очевидные вещи без капли конкретики, я затянула долгую преамбулу вместо того, чтобы начинать “с мяса”.
Что же, друзья мои, перечитываем Сонин пост на тему Мафии, еще раз перечитываем этот и готовимся к пересдаче. Всем мафиозных снов!))
Вот и прошла для многих первый раз “Мафия”. Решила кинуть еще пару правил.
Технические и творческие ошибки по самой игре в Мафию:
Вход.
Первое слово.
При выходе на сцену, на первое слово, вы должны понимать, что пушка или прожектор (если я не ошиблась, то что-то из этого) не могут бегать только за вами, по этому вы в обязательном порядке должны знать примерное попадание луча света, чтобы не было грязи. (обычно это с правой стороны около стула)
Совершенно не обязательно начинать говорить сразу, лучше прождите, войдите в образ, выбросите свою суету (для тех, кто не успел сделать остановку), и говорите. Берете карту и занимаете позицию на сцене.
Выход.
Последнее слово.
На последнем слове многие начинают спешить так же как и на первом, безусловно с этим надо бороться, это все та же суета или даже страх, у кого как. И так, спокойно никуда не спеша, Вы выходите на средину сцену, ближе к краю и начинаете свое «последнее слово». По окончанию достаете карту, положив ее на край сцены, уходите к последней кулисе (становитесь диагональю) и по выключению света заходите за нее.
Мезансценирование (общее):
– Все персонажи должны понимать, что если все усядутся на сцене – это будет не только не красиво, но это будет и скучно, и даже, от части, грязно. Точно так же, как и если бы все стояли на сцене.
– При ударе гонга все персонажи застывают в позах, которых действовали.
– Во все время мафии персонажи обязаны менять положение.
– Подача должна идти в зал, по этому слишком близко друг к другу стоять тоже нельзя, иначе зритель просто не услышит (вообще это касается не только «Мафии», но и других спектаклей).
– Желательно, чтобы люди, которые ведут диалог находились высоком уровне (то бишь стояли).
– Заходить в конец сцены – вредная привычка, особенно новичкам, звук пропадает моментально.
– Помним о том, что люди обращают внимание чаще всего на левую сторону сцены и центр. Это самое выигрышное положение, об этом стоит помнить.
– Помните, что вы находитесь в постоянной мезансцене, и что каждое ваше движение и выражение что-то да значит. У нас тоже есть «полный рост», когда вы стоите далеко от партнера и он может лицезреть вас в полный рост, так же и для зрителя, «средний план», когда вы сидите для зрителя и стоите к партнеру примерно на расстоянии вытянутой руки и «крупный план», это ваши интимная зона с партнером, так называемая, лицо к лицу, или жесты, которые будут давать зрителю, так называемый «отвлекающий маневр», если сильно скучно.
– Чаще всего на «Мафии» на стол ставят напитки и бокалы, лично мое мнение, это те же жесты, которые существуют для заполнения «пустоты движений» на сцене. Так как большинство персонажей ничего интереснее придумать не могут (и в правду, скучновато только что и делать, так это бродить по сцене, разводить руками и блистать глазами).
– Не бродите за кулисами. Ваше место на сцене. Только если вы умерли, хотите – бродите.
Карты.
– Если вы взяли две карты – играйте одну роль из двух.
– Если вы последний и карт не осталось, кто-то взял две, не палитесь, сделайте вид, что все хорошо, положите воображаемую карту себе туда, куда надо, а потом во время игры вы ее точно получите. Или хороший человек вам даст ее, когда вы протянете ручку за кулисы, или тихонько днем туда сами, на секунду, загляните, или она просто сама появиться загадочным путем у вас в карманчике.
– Прячьте карты так, чтобы можно было потом вытянуть.
– Помните, взяли карту – верните на место.
Роли:
1) Ночью, два персонажа, которым выпали два Туза, обязаны убить одного персонажа. Если они попадают в разных – Мафия никого не убила. А это значит, что в течении дня они должны по-тихому выбрать жертву. Когда Мафия остается одна, она спокойно убивает.
2) Комиссар – Червовый король. Ночью Комиссар ищет Мафию. Если он попадает в мирного жителя – ничего не происходит, если в Мафию – она погибает.
3) Лолла – Дама Бубновая или Червовая. Проститутка, которая может оживить того персонажа, которого убила Мафия, если той же ночью к нему зайдет. Так же может оживить и Мафию, если Комиссар в нее попал, а она случайно к ней зашла.
4) Мирные жители – ночью спят, днем голосуют против того, которого подозревают (Мафия, Комиссар и Лолла тоже имеют право на голосование, иначе бы игры не было).
Выстрелы:
1)Ход Мафии
2)Ход Комиссара
3)Ход Лоллы
Дополнительно: Активные роли обязаны следить за аккуратностью выстрела:
– руки не должны висеть так, чтобы всем зрителям было понятно, кто есть кто, по этому складываем их в лодочку.
– не касаться партнеров, так как чувствуется, как напрягается мышца через плечо.
Оправдание:
– Выдвигается кандидатура на голосование, может две. Если две, то голосованием решается, кто из двоих может оправдаться. И так, остается один персонаж. Есть кворум, он оправдывается. После оправдания остальные решают помиловать или казнить и голосуют повторно. Если кворум больше – персонаж казнен, если меньше – оправдан. Таких голосований может быть – максимум два за один день.
Последний совет. Самое главное – вы делаете это для зрителя. Не надо садить Мафию, пусть поживет, главное, чтобы это было интересно. Будьте интересными и вы дойдете до конца. Играйте себе в предлагаемых обстоятельствах. Живите на сцене, верьте, будьте внимательны и удачи! Надеюсь, все сказала.