Импровизационные упражнения с Юрием Кляцкиным (22.05.2013)

Автор Софи Игнатьева

Спасибо пробкам в девять баллов и «комнате Эрика» – на занятии всего восемь человек. И нам устроили свой маленький альфа-фест: тренинг по искусству импровизации проводили мы сами, друг для друга. Тренинг состоял из трех частей: слово-за-слово, чистая на смену площадок и сон. Юра разбил на две команды, объяснил правила: вводные дает команда соперников, вы, используя эти вводные, играете так, чтобы не стыдно показать было потом на зрителя, в количестве 200 человек. А мэтр, при этом, тщательно создает поле негативных эмоций («пятеро человек встали», «осталось 20 коллег, 10 организаторов и мальчик-калека»). Преодолевая все эти трудности, ты пытаешься вытянуть себя и свою команду из болота за собственную косу.
И так, теперь по порядку: слово-за-слово. Первые этюды были особенно печальные: ни события-оценки- пристройки, ни «чем будем удивлять» (что особенно важно при игре на незаинтересованного зрителя), ни, даже, острых предлагаемых обстоятельств. Но, со временем, к этюду третьему (как раз, когда остались одни краснеющие организаторы), мы втянулись и разыгрались и были острые ситуации, реакция на события и т.д.. Осталась только одна проблема: бред (за побег из каюты – выкинуть за борт) и отсутствие юмора (а зрителя надо развлекать). Однако, осознав, что мы встали на правильные рельсы, ведущий мастер-класса решил сменить вид упражнений.
Так мы начали мучать зрителей чистой импровизации со сменой площадок. Каждая команда выходила на сцену, ей давали три площадки (по общему правилу: закрытая, открытая, фантастическая) и три слова, которые тяжело вплести. Тут есть такие моменты: на каждой площадке должен быть какой-то конфликт, все те же острые предлагаемые обстоятельства, все то же отсутствие бреда, и даже если вас, вдруг, в команде 3 человека, все-равно, вы играете те же характеры, которые заявили в первый раз. И, конечно же, отсутствие КВНа. То, что каждый раз при выходи нам меняли площадки не давало возможности продумать и использовать идеи связки площадок – все должно быть импровизацией. Ну, логично связать три площадки у нас так и не получилось (как в принципе на любом предыдущем похожем занятии), однако, это уже дается намного легче, возможно от того, что уже приелось и не кажется Великим Невыполнимым Упражнением, а может, потому, что команда успела притереться. Нам даже дали самим поиграть, пока Юра вышел, – мы посмеялись.
Но, все хорошее, когда-нибудь заканчивается, так и с чистой импровизацией, на смену ей пришел «сон». И тут, нашелся еще один подводный камень – когда играешь Сон на зрителя нужно говорить не просто то, что тебе приходит на ум, не просто включать свой поток сознания, а использовать темы понятные зрителю, близкие, а еще лучше обсуждаемые. Точно так же как вам снятся люди, о которых вы думаете, самые актуальные проблемы за сегодня, так и во сне на зрителя – то что волнует общество. Именно во Сне можно сказать что-то, что тебя волнует: зритель уже насмеялся, уже раздобренный и готов воспринимать глубокую идею, в которой и есть Театр. Чтобы это понять до конца каждой команде дали по 10 минут, на раскачку и игру.
В итоге первая команда оказалась чуть лучше, на альфа-фест точно поедет кто-то из 8ми человек, кто – узнаем на следующей неделе, опыта была получена целая куча, в эту кучу практики Юра умудрился впихнуть всю ту теорию, которую я изложила выше и нам даже удалось посмотреть, как и сам Юра играет Сон, что должно быть во Сне при игре на зрителя. Так что, чаще стойте в пробках, господа 😉
P.S. Есть большая просьба: следите за речью нет слов: шо, када; идею можно поймать (а не словить), а кошка будет на много красивЕе, если будет красИвее.